Итальянское барокко: Вивальди. Времена года
20 сентября / воскресенье, 19:00
Итальянское барокко
Лауреаты международных конкурсов Лада Морозова (скрипка) и Евгений Авраменко (орган) исполняют шедевры мастеров итальянского барокко. В центре программы — знаменитый цикл концертов А. Вивальди «Времена года». Стилевой контекст эпохи создают камерные произведения Дж. Б. Перголези и Д. Скарлатти, а также органная транскрипция концерта Вивальди, выполненная его великим современником И. С. Бахом.
Италия по праву считается центром европейского барокко. Даже само слово «barocco» итальянского происхождения и переводится «причудливый», «странный». Но то, что современникам на заре новой эпохи казалось необычным, теперь уже давно стало классикой.
Кто не знает цикл концертов «Времена года» Антонио Вивальди? Так же как венецианские каналы, римский Колизей или Пизанская башня, эта музыка давно стала символом Италии. Хотя сам Вивальди, написавший за свою жизнь более 500 инструментальных концертов, вряд ли предполагал, что именно этот цикл станет столь популярным. Его музыкальные зарисовки сделаны практически с натуры: журчанье весенних ручьёв, летняя гроза, праздник урожая, охота с гончими псами и, наконец, зимние морозы и даже катание на коньках. Итальянский мастер остроумно и изящно сумел запечатлеть в музыке то, каким видели окружающий мир и природу его современники. Цикл «Времена года» станет центром концертной программы.
Образ барочного органа прекрасно раскрывает органный Концерт ре минор Вивальди–Баха: яркий пример того, как переложение может не только не испортить, но даже замечательно преобразить оригинал. Дополняют звуковой ландшафт барочной Италии камерные произведения Доменико Скарлатти и Джованни Баттисты Перголези, чьё творчество стало одним из самых важных вкладов в музыкальное искусство эпохи.
Лада Морозова (скрипка) — выпускница Академии музыки имени Гнесиных, лауреат Международного конкурса камерных ансамблей (Италия). Участник абонементных концертов Московской филармонии в качестве солиста и в составе различных ансамблей, ведёт концертную деятельность в городах России, Украины, Молдовы, Латвии. Выступала на различных международных фестивалях, среди которых: «Русская Культура — взгляд сквозь столетия» (Москва), Фестиваль камерной музыки (Александров), ХIII Московский органный фестиваль (Москва).
Евгений Авраменко (орган) — выпускник МГК им. П. И. Чайковского, победитель международных конкурсов органистов, ведёт обширную концертную деятельность в России и за рубежом. В 2005–2012 — преподаватель Высшего Института музыки (Дамаск, Сирия), в 2005–2008 — главный органист Латинской церкви св. Антония в Дамаске. Удостоен специальной награды «За вклад в развитие культуры и искусства Сирийской Арабской Республики».
Основатель Органного Сообщества www.principal.su — крупнейшего в РФ интернет-портала об органном искусстве. Является членом Ассоциации органистов и органных мастеров Международного союза музыкальных деятелей России.
В программе:
А. Вивальди (1678–1741). Цикл концертов «Времена года» (переложение для скрипки и органа)
А. Вивальди – И. С. Бах (1685–1750). Концерт ре минор для органа соло
Д. Скарлатти (1685–1757). Соната для органа
Дж. Б. Перголези (1710–1736). Сицилиана для скрипки и органа
Индивидуальный проект «Времена года в музыке и живописи»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кузнецкая средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный проект
Тип проекта: информационно- познавательный
Тема проекта: «Времена года в музыке и живописи»
Автор проекта: Беспалова Анна,
обучающаяся 7 класса
Наставник проекта: учитель музыки
Ишкильдина Кария Гильмитдиновна
С.Кузнецкое, 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..1
1.Теоретическая часть
1.1. Зима в творчестве художников А.А.Пластова, И.И.Шишкина и композитора
П.И.Чайковского……………………………………………………………………….2-3
1.2. Весенние пейзажи в творчестве художника И.И.Левитана и композитора
П.И.Чайковского ………………………………………………………………………4-5
1. 3. Лето в произведениях художников А.А.Пластова , И.И. Левитана и композитора
П.И.Чайковского ………………………………………………………………………6-7
1.4. Осеннее великолепие в творчестве художников И.И.Левитана, В.Д.Поленова и
композитора П.И.Чайковского……………………………………………………….8-9
2. Практическая часть
2.1.Создание презентации «Времена года в музыке и живописи»
Заключение………………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………………11
Введение.
Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом. Музыка — один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Всякое время года интересно. Я решила обратиться к творчеству русских художников и композитора Петра Ильича и Чайковского о временах года.
Цель проекта : изучить материал и создать презентацию по выбранной теме
Задачи:
1.Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.
2.Познакомиться с яркими образцами музыкальных произведений, отражающих природу. времена года, с произведениями лучших русских художников- пейзажистов
3.Изучить связи музыки и изобразительного искусства
1
1.1Зима в творчестве художников А.А.Пластова, И.И.Шишкина и композитора П.И.Чайковского..
Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.
Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека — выпадение первого снега. Даже в городе от шума и суеты может отвлечь внезапно переменившаяся картина улицы, покрытой первым снегом. Первый снег всегда несет мимолетную радость долгого, в течении всей осени, ожидания зимы.
Аркадий Пластов — русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета. А вот картина Пластова «Первый снег» в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета — белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она «теплая», несмотря на то, что изображает зиму. На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним — береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона. Как и всегда в пейзажных работах Пластова, их центром являются человеческие фигуры. На этот раз парочка детей — мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости. Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше. Скупость художника на цвета и детали в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 году, в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом. Для него чудо — и дети, которые не разучились радоваться и восхищаться, и первый снег, пушистый, ослепительно-белый.
2
Иван Иванович Шишкин «Зима»
Только густо-темные деревья, только белый снег. Множество деревьев — стволов и веток, огромные снежные сугробы. И больше ничего. Можно ли из этого создать интересную картину? Можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник. Это великий русский пейзажист Иван Шишкин. Он сделал это — написал такую картину-пейзаж. И называется картина «Зима».Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль — маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега, а часто — только угадывается под снегом. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа — это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем.
Несмотря на реальность изображения, так и хочется сказать о лесе: «сказочный». Есть в этой картине какая-то таинственность, загадка, и если вдруг из-за деревьев выйдет сказочный Морозко или гномик – не удивишься. Именно в этом замерзшем лесу, кажется, и происходили все народные зимние сказки.
Петр Ильич Чайковский . «Времена года»
«Времена года» — это не просто цикл ярких характеристичных пьес, которые знакомы практически каждому с самого детства. Это настоящий личный дневник композитора, куда он старательно записал все памятные и дорогие для него эпизоды, удивительные картины природы. Здесь тесно сплелись городские картины жизни, деревенский быт, бескрайние просторы и чувства. Что и отличает фортепианный цикл маэстро от других подобных произведений.
«У камелька» — первая пьеса в сборнике, которая показывает месяц Январь. Камельком назывался русский камин, который был практически в каждом доме и собирал около себя всю семью зимними вечерами. Если это крестьянская изба – то обязательно пели песни, пряли кружева, если дворянская – то в основном музицировали или читали. Спокойная и умиротворенная музыка, а также отдельные мотивы мелодии, словно передают неторопливую речь. Слушая эту пьесу можно легко представить, как люди, сидящие около камина, задумчиво смотрят на пламя огня и беседуют. Вторая часть несколько отличается от первой и третьей, она более взволнованная и оживленная.
3
2.Весенние пейзажи .в творчестве художника И. И.Левитана и композитора П.И.Чайковского
Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей.
Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана – «Март».
Глядя на это полотно, несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина. Озарённая солнцем, она, очевидно, задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей.
На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег – тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами! Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь.
Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа.
Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Неужели пришла весна? Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона! Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны! Скоро это произойдёт, ведь на дворе — март!
Картина «Большая вода» Исаак Ильич Левитан
Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, назвал свою картину «Большая вода».Еще совсем недавно все было белым- бело, завалено снежными сугробами. Река была скована льдом, березы грустно качали серыми ветками, а сосны потрескивали от ночных заморозков. Но сквозь облака стало чаще проглядывать солнце. Закапала звонкая капель. Зажурчали ручьи — побежали к реке.
4
И перед нами уже не застывший стеклянный мертвый лед, а прозрачная гладь воды. В ней, как в зеркале, отражаются облака и солнце, прибрежные рощи. Весеннее небо, тоже отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной. Еще пуста и сыра земля, но все готово к пробуждению. Картина Левитана – это образ русской весны. Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. Именно этот эффект, особенно хорошо удавшийся Левитану здесь, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.
П.И.Чайковский. Весна
Музыка пьес двух весенних месяцев «Времена года» — марта и апреля («Подснежник»)- наполнена светлым лирическим чувством. Чайковский передает настроение ожидания весны. Мы заражаемся его радостным и трепетным волнением, стремлением к солнцу, надеждой на счастье, упоением пробуждающейся природой, необычайным воодушевлением и подъемом духа, которые в композиторе всегда вызывал приход весны: «…какое волшебство наша весна своею внезапностью, своею роскошною силой. Как я люблю , когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то живительное и бодрящее!. С какою любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету гостей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!»
5
3..Лето в произведениях художников А.А.Пластова, И.И.Левитана и композитора П.И.Чайковского
Лето в картинах русских художников пропитано гармонией тепла и благоухания зелени, то слегка утомленной знойной жарой, то пропитанной освежающей влагой после теплого летнего дождя в красках великолепия природы русских пейзажей.
Перед нами – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова — «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! Что же мы видим на этой картине? На полотне художник изобразил двух грибников: женщину и девочку, отдыхающих в берёзовой роще. Изумрудная трава служит им мягким ковром. Неподалёку изображена поляна, и видно, что палящие лучи хорошо прогревают землю. Две берёзки склонились над путниками, будто хотят защитить грибников от знойного солнца. Женщина с девочкой очень устали, так как мы видим, что рядом с ними стоят две полные корзины грибов. Женщина уснула в берёзовой прохладе, сложив свои натруженные руки. В ногах девочки – полная чашка с питьём, она только что налила его из стоящего в траве глиняного большого кувшина. Она с грустью вспоминает о том, как радостно было находить рыжие и белые шапочки грибов, весело глядящие теперь из корзин! От неё ведь не смог спрятаться ни один хитрый гриб! Всех нашла! А как рада была такой помощнице мама! Засолят, и засушат – ох и вкусные будут грибы, хоть и достались с таким трудом. Вот будет что зимой им вспомнить! И теперь как приятно в тени берёз отдохнуть после такого тяжелого труда! Мысли девочки прервало чьё-то сопение. Рядом с ней верный четвероногий друг – собака. Видно, она тоже очень сильно устала, так как была верной попутчицей грибникам, сопровождая их от самого дома.
Исаак Ильич Левитан «Березовая роща»
Это одно из лучших произведений этого великого живописца. Береза – необычайно красивое дерево, ему посвящено много песен и стихотворений. Неудивительно, что и Левитан, залюбовавшись живописным уголком березовой рощи, решил перенести на холст белые стволы берез, зеленую листву, лучезарную траву под деревьями. Картина, изображающая березовую рощу в солнечный летний день, насыщена обилием цветов. Мы видим переливы солнечных бликов, игру света и тени. Зеленый цвет, характерный для лета, является основным в картине. Но художник, изображая деревья и траву под ними, использовал множество цветов и оттенков. Мы видим на березах и на земле голубоватые, сиреневые, коричневые, розовато-желтые оттенки. Сочные краски Левитан использовал для того, чтобы подчеркнуть красоту
6
лиственного леса, великолепие ковра из трав и цветков. «Березовая роща» – гимн лету, яркому солнцу и русской березе. Художник не изобразил небо, но можно не сомневаться, что оно голубое, и по нему плывут белые облака. Глядя на картину, мне хочется порадоваться теплому летнему дню, солнечному свету, прозрачному лесному воздуху.
Лето в произведении П.И.Чайковского «Песнь косаря»
Июль. Рано утром косари, вооружившись своими инструментами, отправлялись в поле, чтобы косить траву. При этом они часто пели трудовые песни, что помогало им в работе В небольшой пьесе Чайковский показал яркую картинку деревенской жизни. Сама основная мелодия точно передает интонации народной песни. В миниатюре три раздела. Первый и третий из них – это сама песня работника, которая наполнена весельем и энергией. Средний раздел несколько иной, похож на инструментальный проигрыш.
7
1.4.Осеннее великолепие в творчестве художников И.И.Левитана, В.Д.Поленова и композитора П.И.Чайковского.
Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннего великолепия.
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень».
Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: «Художник воспел красоту природы». Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.
Перед нами березовая рощица. Береза – очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана «Золотая осень», вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. «Очей очарование», «в багрец и золото одетые леса» – эти слова Пушкина очень подходят к «Золотой осени».
8
Картина «Осень в Абрамцеве» Василия Дмитриевича Поленова
На картине «Осень в Абрамцеве» изображено любимое время года Поленова..Художник показал нам заводь реки Вори в Подмосковье. Это заповедный угол девственно-чистой и прекрасной русской природы. Лес застыл перед нами величавой непроницаемой стеной. Пожелтевшие березы и осины говорят нам, что осень- та самая пора, которая удивительным образом преображая скромную природу этого края, уже вступила в свои права. Однако, присмотревшись, можно заметить и некоторые отблески лета, еще не поблекшие его краски, что вкупе с погожим солнечным деньком создает особо радостное и даже праздничное настроение при взоре на эту картину. Вместе с тем это творение Поленова располагает и к глубоким раздумьям, от него веет гармонией и покоем
Поздняя осень в произведении П.И.Чайковского «На тройке»
Хоть ноябрь и относится еще к осенним месяцам, но зима уже чувствуется в полной мере. Морозы уже стоят, а деревья покрываются белой изморозью. Восхитителен пейзаж в это время года. Начинается произведение красивой мелодией широкого дыхания, которая рисует перед слушателями русские просторы. Внезапно спокойствие нарушает отдаленное звучание колокольчиков, которые постепенно приближаются. Это резво скачет тройка лошадей, запряженных вместе. Веселый перезвон бубенцов на время отодвигает на задний план лирическое настроение. Но вот лошади промчались мимо и перезвон постепенно затихает. Снова звучит первая мелодия, похожая на заунывную песнь ямщика
9
Заключение.
В своей работе я рассказала, что пейзажи природы в картинах русских художников передают ту тонкую невидимую грань, отделяющую человека от природы. Природа в живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряют чувства единения с природой. Времена года в живописи особая тема в пейзажах картин природы русских художников, ведь ни что не трогает так чутко, как смена облика природы по временам года.
А цикл «Времена года» — единственное в своем роде произведение 19 века, в котором П.И.Чайковский сумел воплотить в наиболее полном виде ( как целостный календарный цикл) «музыкальный пейзаж» во всем многообразии. В осмыслении единства живописной картины природы и душевного настроения, созвучного композитору, и проявляется самое ценное, что содержится в музыке фортепианного цикла «Времена года» Музыка и живопись дополняют друг друга, усиливают воздействие изобразительного и музыкального произведения на человека. Мы поняли что природа творит с поэтами, художниками, композиторами чудеса, и вдохновляет их на прекрасные строки, на яркие и блеклые полотна, на чувственную музыку, что пронзает тебя насквозь.
Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с этой работой, ещё больше заинтересуются удивительным миром творчества художников и композиторов.
Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах. Эта работа позволила мне приобрести опыт в работе с литературой, научиться самостоятельно находить нужную информацию и систематизировать ее.
10
Список литературы.
1.Калинина Н. П. Чайковский. М., 1988.
2.Левадная О. Из крика птиц растут воспоминанья. Времена года.
3.Беседы о русских художниках. Фенина Светлана Владимировна, 1990, изд «Русский язык»
4/Русские художники, TEPPA-Книжный клуб, Москва, 2001.
5.https://www. liveinternet.ru/
6.https://obiskusstve.com/
7.https://infourok.ru/
8.https://www.google.com/search?q=времена+года+чайковский
9/
www.prodlenka.org › .
11
12
Кто сочинил времена года?
Главная→Без рубрики→Кто сочинил времена года?
Музыковедение для всех Posted on by David Guion 2
Почти все знают, что Вивальди сочинил серию скрипичных концертов под названием «Времена года». На самом деле, когда я просматривал различные сайты «ответов» в Интернете, это был единственный ответ, который давало большинство из них!
Каждый, кто интересуется классической хоровой музыкой, знает, что последняя оратория Гайдна называется «Времена года». Возможно, вы знаете, что другие композиторы написали пьесы или наборы пьес о четырех временах года, но держу пари, что вы не знаете всего этого. Искать такие штуки в гугле — дело безнадежное, поэтому я отправился в компании, торгующие классическими компакт-дисками. У Ариамы замечательная поисковая система. Простой ввод «сезонов» принес 97 страниц результатов, и я просмотрел 39, прежде чем решил, что достиг точки убывающей отдачи.
Вот далеко не исчерпывающий список почти двух десятков других, менее известных работ.
- Броннер Михаил. Времена года, для флейты, кларнета и камерного оркестра.
- Бухт, Гуннар. «Six Seasons’ Songs», для сопрано и фортепиано (на шведском языке).
- Кейдж, Джон. Времена года . Первое оркестровое произведение Кейджа (1947), балет в постановке Мерса Каннингема.
- Чин, Гордон Ши-Вен. Formosa Seasons, для скрипки и струнных.
- Гаврилин Валерий. Времена года, для голоса и фортепиано.
- Стекло, Филип. Концерт для скрипки с оркестром №. 2, Американские четыре сезона . Названия восьми частей не указывают на то, к какому времени года они относятся, но этот концерт был написан как дополнение к сету Вивальди.
- Глазунов Александр. Времена года , соч. 67. Балет в постановке Мариуса Петипа.
- Коларов, Милко. Времена года, для припева.
- МакДауэлл, Сесилия. Five Seasons ,кантата для хора, гобоя, английского рожка, арфы и струнного оркестра.
- Мийо, Дариус. Камерная симфония №. 1 оп. 43, «Le printemps» (весна).
- Мийо, Дариус. Осенний концертино, op. 309, для 2-х фортепиано и восьми инструментов.
- Мийо, Дариус. Concertino d’hiver (зима), соч. 327, для тромбона и струнных.
- Мийо, Дариус. Concerino de printemps (весна), op. 135, для скрипки.
- Мийо, Дариус. Concertino d’été (лето), для альта и ансамбля из 9 инструментов. Я знал о концертино «сезоны» Мио, но нашел на Ариаме только весенние и летние. Проверив более крупный, но менее удобный для поиска каталог в Archiv Music, я нашел осень, но, по-видимому, в настоящее время нет доступных записей лета, кроме винтажных пластинок на eBay или где-либо еще, где я разыскал инструменты.
- Масгрейв, Тея. Времена года, для оркестра.
- О’Коннор, Марк. Американские сезоны , для скрипки с оркестром.
- Пьяццола, Астор. Времена года в Буэнос-Айресе, для фортепиано, скрипки, виолончели и камерного ансамбля. Вдохновленный Вивальди, с использованием музыкального языка аргентинского танго и джаза.
- Симпсон, Кристофер. Времена года , три сюиты для трех альтов и континуо.
- Чайковский, Петр. Времена года, op. 37, для фортепиано. Набор из 12 штук, по одной на каждый месяц года
- Васкс, Петерис. Времена года , набор из 4 пьес для фортепиано.
- Васкс, Петерис. Летняя вечерняя музыка , для фортепиано
- Воан Уильямс, Ральф. Народные песни о временах года, кантата для женского хора и оркестра.
Фото: Некоторые права принадлежат joiseyshowaa.
Опубликовано в Без рубрики Теговые списки, разное, репертуар постоянная ссылка
Музыковедение для всех
Искать:Поиск по категории
Поиск по категорииВыбрать категориюАмериканская популярная музыка Музыка Гражданской войны ДжазАнекдоты ЦитатыГруппы и музыкальные группыРождественская музыкаКлассическая музыкаКомпозиторыЕвропейская музыкальная историяЮморМузыкальное образованиеМузыкальный фестивальОпераОркестрыПримечания к программеТромбон и другие духовые инструментыБез категорииЗаказать мои истории тромбона
Архив
Архивы Выберите месяц Февраль 2023 (1) Январь 2023 (1) Декабрь 2022 (1) Ноябрь 2022 (1) Октябрь 2022 (2) Сентябрь 2022 (1) Август 2022 (1) Июль 2022 (1) Май 2022 (1) Март 2022 ( 1) февраль 2022 г.Времена года вдохновляли художников от Арчимбольдо до Хокни
Искусство
Бенджамин Саттон
21 сентября 2018 г. 15:09
Говорят, что единственная постоянная вещь — это перемены, и их может не быть более надежное изменение, чем смена времен года. Универсальное напоминание о течении времени и цикличности жизни, четыре времени года долгое время были излюбленным аллегорическим сосудом художников. Древнегреческие скульптуры олицетворяют их, средневековые европейские иллюстрации морализируют добродетельное и порочное поведение, а японские гравюры периода Эдо отображают сезонные изменения в моде и ритуалах. Как и в случае со многими формально и тематически традиционными предметами истории искусства, художники веками корректировали, пересматривали и переворачивали тему.
От художников, которые наполняют широкое аллегорическое значение предмета глубоко личными или подчеркнуто политическими сообщениями, до других, которые обновляют проверенную и верную формулу с помощью современных средств, таких как фотография и видео, следующие 10 примеров свидетельствуют о поливалентной силе времен года в история искусства: бурная, как весна, неотразимая, как лето, красочная, как осень, и прохладная, как зима.
Рог изобилия портреты Джузеппе Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо, Зима , 1573 год. Фото с Викисклада.
Джузеппе Арчимбольдо, Осень , 1573 год. Фото с Викисклада.
Миланский мастер Джузеппе Арчимбольдо закрепил свое место в истории искусства, когда в середине 16 века ему удалось соединить два самых популярных жанра живописи: портрет и натюрморт. Его тщательно продуманные картины архетипов и аллегорических фигур, составленных из тематически подходящих предметов — от библиотекаря, сделанного из книг, до шеф-повара, состоящего из еды и посуды, — остаются такими же популярными сегодня, как и при его жизни.
В 1563 году, будучи придворным художником будущего императора Священной Римской империи Максимилиана II, Арчимбольдо предложил своему покровителю серию фигурных картин, олицетворяющих четыре времени года, которые он создал ранее в этом десятилетии. Из оригиналов один так и не был найден, а сохранились только Зима и Лето (они принадлежат Художественно-историческому музею в Вене), но они так понравились Максимилиану II, что он заказал у Арчимбольдо второй набор в 1573 году как подарок Августу, курфюрсту Саксонии.
Объявление
Второй набор остался нетронутым и принадлежит Лувру. Он включает в себя осеннюю бородатую фигуру из корнеплодов, винограда и яблок; гримасничающая зима, состоящая главным образом из сучковатого ствола дерева с ветвями вместо волос; цветущая весенняя фигура с лиственным туловищем и цветочной прической; и ухмыляющееся лето со спелыми овощами и фруктами на лице и волосах, а также мерцающий пшеничный воротничок. (В подтверждение непреходящей популярности сериала американский художник Филип Хаас создал четыре монументальные скульптуры на основе картин в 2009 году..)
Арчимбольдо вернулся к теме времен года позже, когда вернулся в Милан. Примерно за три года до своей смерти он создал «Времена года в одной голове» (ок. 1590 г.), фантастический темный портрет в три четверти состарившейся фигуры дерева с рябым и мрачным лицом. Эта картина, наводящая на размышления о смене времен года и влиянии времени на тело и разум, не выставлялась на всеобщее обозрение до 2007 года, а впоследствии была приобретена Национальной галереей искусств.
Библейские сезоны Николя Пуссена
Николя Пуссен, Осень (Шпионы с гроздями земли обетованной) , 1660-64. Фото с Викисклада.
Другим художником, который находил остроту в цикле времен года в конце жизни, был Николя Пуссен, чья последняя серия работ представляет четыре истории Ветхого Завета в четыре разных времени года и времени суток. Французский художник написал их для герцога де Ришелье, внучатого племянника знаменитого кардинала Ришелье, между 1660 и 1664 годами. В следующем году герцог быстро проиграл их (вместе с девятью другими картинами Пуссена) королю Людовику XIV в теннисном матче. .
«Времена года» (1660–1664) сейчас висят в Лувре. Драматическая последовательность повествования начинается с Весна (Земной рай) , предрассветной, прелапсарианской сцены Адама и Евы в зеленой пустыне, и заканчивается бурным и апокалиптическим ночным изображением Ноева ковчега, Зима (Потоп) . Между ними намного ярче дневные картины. Изображение, изображающее летний урожай зерна, пересказывает притчу о Воозе и Руфи, а осенний пейзаж, полный яблок, служит сценой для сцены из Книги Чисел, в которой два израильских шпиона несут гигантский виноград из Земли Обетованной на шесте. . Сериал сильно противопоставляет цикличность времен года завершенности библейского повествования.
Чувственные аллегории Розальбы Карьеры
Розальбы Карьеры, Весна , середина 1720-х гг. Предоставлено Эрмитажем, Санкт-Петербург.
Rosalba Carriera, Зима , середина 1720-х гг. Предоставлено Эрмитажем, Санкт-Петербург.
Венецианская художница Розальба Карриера начала оттачивать свое мастерство, рисуя портретные миниатюры на крышках табакерок, даже используя слоновую кость в своих крошечных композициях. Впоследствии она стала пионером в использовании пастели для серьезной портретной живописи (ранее пастель использовалась в основном для подготовительных набросков), что принесло ей большую известность и позволило ей учиться в Риме, а затем поехать в Париж, где она нарисовала молодого короля Людовика. XV.
Среди множества портретов и аллегорических фигур, которые она изобразила в откровенно вычурном и откровенно сексуальном стиле, впоследствии известном как рококо, была сюита из четырех рискованных женских портретов. Каждая представляет свое время года, но одета так, как будто это самый жаркий летний день: весенняя фигура носит цветы в волосах, а полуодетая натурщица, представляющая зиму, надевает меховую шаль.
Утагава Кунисада
укиё-э рассказыУтагава Кунисада I (Тойокуни III), Снег в дворцовом саду , из серии «Времена года», 1847-52. Предоставлено Музеем изящных искусств, Бостон.
Сегодня Кацусика Хокусай может быть самым известным гравером периода Эдо в Японии, но в то время не было более известного и плодовитого художника, чем Утагава Кунисада. Среди его многочисленных гравюр укиё-э, которые были бестселлерами в Японии в первой половине XIX века, есть серия «Сики-но учи» («Четыре времени года»), 40 из которых находятся в коллекции Музея изящных искусств. искусств, Бостон.
Изысканные сцены, богатые повествовательными деталями, включают в себя изображения фигур, наслаждающихся случайными, живыми отношениями с окружающей средой, а также аллегорические изображения времен года. На одной из гравюр изображены ритуалы ухаживания между парами, одетыми в изысканно расшитые одежды, прогуливающимися по заснеженному императорскому дворцу. В другом босоногие фигуры игриво ищут убежища во время теплого весеннего ливня.
Широкое видение Чикаго Марком Шагалом
Деталь Марка Шагала, The Four Seasons , Exelon Plaza, Чикаго, 1974 год. Фото UGArdener, через Flickr.
Среди обтекаемой геометрии чикагского Chase Tower Plaza выделяется поразительное и причудливое зрелище: отдельно стоящая мозаичная фреска Марка Шагала The Four Seasons (1974). Обширная мозаика, состоящая из инкрустированных фишек 250 различных оттенков, изображает шесть образов Чикаго, включая отсылки к его культовой модернистской архитектуре. Действительно, линия горизонта Чикаго настолько изменилась между предыдущим визитом художника в город и установкой мозаики 30 лет спустя, что он внес несколько изменений в последнюю минуту, модифицировав здания и включив в мозаику фрагменты чикагского кирпича.
Огромная работа представляет собой смесь повседневных и сверхъестественных сцен с гибридными летающими существами, парящими над детьми, музыкантами, танцорами, любовниками и многим другим. Хотя мозаика не содержит конкретных ссылок на суровые чикагские зимы, они оставили ее в плохом состоянии, и в 1994 году она подверглась обширной реставрации, над которой был построен защитный навес.
Скелеты Дженнифер Бартлетт на каждый сезон
Дженнифер Бартлетт, Лето , 1990. Предоставлено художником и галереей Locks.
Дженнифер Бартлетт, Fall , 1990. Предоставлено художником и галереей Locks.
Хотя Дженнифер Бартлетт больше всего известна своими картинами на основе сетки, в которых сочетаются элементы фигурации и абстракции, серия гравюр Дженнифер Бартлетт «Времена года» (1990–1993) изобилует фигуративными образами. На каждом из четырех скриншотов изображен человеческий скелет, окруженный травой и животными, посудой, отпечатками ладоней, домино, игральными картами и множеством декоративных узоров.
В то время как круговорот природы — жизнь заканчивается смертью, которая, в свою очередь, уступает место новой жизни — является основной темой в исторических изображениях четырех времен года, Бартлетт ниспровергает формулу, делая смерть в центре внимания. Ее включение домино и карт также добавляет элемент случайности среди предсказуемой последовательности, добавляя загадочности сериалу.
Циклическая политическая критика Лю Дахун
Лю Дахун
ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА , 2006
Галерея Аура
Лю Дахун
ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА , 2006
Галерея Аура
В то время как некоторые артисты не используют в своих риффах тонкие политические или философские мотивы четырех сезонов, Серия печатных изданий Дахона «Времена года» (2006 г.), посвященная его любимой теме: культурной революции. Возмутительные изображения изображают Мао Цзэдуна, Чжоу Эньлая и других лидеров коммунистической партии в драматических сценах, заимствованных из истории китайской живописи, с отсылками к пропагандистским плакатам, соцреализму, комиксам, учебникам и другим источникам. Сатирические образы изображают этих коммунистических авторитетов божествами, окруженными верными последователями, включая тех, кто, кажется, замерзает насмерть в зимней сцене.
«Прошлое — это ресурс, который вы используете, чтобы вооружиться», — сказал Лю в интервью 2016 года. «Запад в этом очень хорош, но не Китай, где мало дискуссий о прошлом в целом и никто никогда не трогает культурную революцию». Его подход к четырем временам года предполагает, что история, как и природа, может быть цикличной, особенно если мы не учимся на ошибках прошлого.
Венди Ред Стар деколонизирует природу
Венди Ред Стар
Весна (серия «Времена года») , 2006
Haw Contemporary
В большинстве случаев художественное изображение времен года основано на параллелях между миром природы и человеческим поведением, но художница Венди Ред Стар взяла этот мотив специально для того, чтобы ниспровергнуть этот образ. Ее серия фотографий 2006 года «Времена года» высмеивает эссенциальную западную характеристику коренных американцев как людей, которые по своей природе более связаны с природой. На снимках она сидит в традиционном платье Кроу на фоне студийных пейзажей, окруженных пластиковым и картонным реквизитом.
Хотя она считает этот сериал своим «открывателем ворот», изображения не были хорошо приняты, когда она впервые показала их, будучи студенткой программы MFA Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Мне сказали: «Эти работы никогда не будут показаны, они недостаточно профессиональны», — рассказала она ковбоям и индейцам . «Теперь я понимаю, что [мои преподаватели] владели привилегированным языком теории и абстракции. Но когда дело дошло до искусства, основанного на идентичности, они не знали, как говорить о таких вещах, как раса и культурная история». Девять лет спустя эта серия была включена в знаковую выставку Метрополитен-музея 2015 года «Индейцы равнин: художники земли и неба».
Путешествия Дэвида Хокни во времени
Времена года были ощутимой силой в творчестве Дэвида Хокни на протяжении десятилетий — или, в случае его портретов коллекционеров из Южной Калифорнии в их залитых солнцем домах, отсутствие времен года . Его самые известные пейзажные картины изображают виды английской сельской местности, сочетающиеся с пышной растительностью весной и летом, окропляемые дождем или усыпанные опавшими листьями осенью и покрытые снегом зимой.
В дополнение к потоку рисунков на iPad, недавнее знакомство Хокни с технологиями привело к гораздо более сложному и амбициозному взгляду на уходящие времена года: цифровое видео с 36 экранами Четыре сезона, Уолдгейт Вудс (весна 2011, лето 2010, Осень 2010, Зима 2010) , в настоящее время выставлена в галерее Ричарда Грея. Воспроизведение на четырех сетках из девяти экранов представляет собой своего рода видеоколлаж, который ведет зрителя по проселочным дорогам в титульных йоркширских лесах по мере того, как сменяются времена года, преображая ландшафт.
Сибил Кемпсон исполняет солнцестояние
Выступление Сибил Кемпсон, 12 криков десяти забытым небесам , в Музее американского искусства Уитни, Нью-Йорк, весеннее равноденствие, 2016. Фото © Paula Court. Предоставлено Музеем американского искусства Уитни, Нью-Йорк.
Для некоторых вечеринки в честь равноденствия и солнцестояния являются частью фазы хиппи или случайным всплеском изобилия с хрустом мюсли. Для художницы Сибил Кемпсон они являются генеративным источником. В течение почти трех лет режиссер, драматург и исполнитель отмечал каждое равноденствие и солнцестояние представлением в Музее американского искусства Уитни.
Кемпсон разработал специально заказанную серию под названием «12 криков десяти забытым небесам» в сотрудничестве с Томасом Риччио, исследователем ритуалов, шаманизма и традиционных представлений.