Имя матери девы марии: Дева Мария: история, биография…Кто такая Богородица?

Дева Мария: история, биография…Кто такая Богородица?

Содержание статьи

  • Дева Мария. Детство
  • Дева Мария. Отрочество
  • Дева Мария. Благая весть
  • Рождество Христово
  • Дева Мария и чудо в Кане Галилейской
  • Молитва ко Пресвятой Богородице, Деве Марии

Дева Мария, Пресвятая Богородица, Царица Небесная — земная мать Иисуса Христа. В Священном Писаний не так много упоминаний о Ее земном пути и совсем ничего о том, что чувствовала и мыслила Мать Христа в момент Его казни на Голгофе. В Библии ничто не отвлекает от главного — Слова Божьего. Мы постарались рассказать о том, почему Богородица почитается в христианстве и, что нам известно о Ее земной жизни.

Дева Мария. Детство

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в одном из пригородов Иерусалима. Предположительно, дом, в котором Она жила до трех лет, находился в Старом городе, у Львиных ворот. Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они долго не имели детей, поэтому дали обет посвятить ребенка Богу.

4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. В возрасте трех лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где Она росла и воспитывалась. При этом Деву Марию ввели в сам храм. Введение во храм было совершенно уникальным событием, потому что в те времена женщина не могла войти в это здание. Туда допускались только Первосвященники и не каждый день, а только один раз в год, но, увидев Деву Марию, Первосвященник допустил Ее туда, очевидно, предчувствуя, что перед ним будущий одушевленный Храм Божий.

При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь. Именно там Дева Мария жила до обручения с праведным Иосифом. Современная Стена плача в Израиле — это часть стены, окружавшей тот храм.

Дева Мария. Отрочество

Дева Мария мечтала жить при храме и посвятить себя Богу. Но оставить при храме после совершеннолетия (в те времена возраст совершеннолетия достигали в 12 лет) Ее не могли. Для того времени и это было удивительным решением, потому что решение не вступать в брак, чтобы посвятить себя Господу стало распространенным позже. В те времена «плодитесь и размножайтесь» воспринимали не как благословение, но, скорее, как заповедь и необходимость. По законам того времени Дева Мария должна была вернуться в дом родителей или выйти замуж. Тогда Марию обручили с праведным Иосифом. Иосиф к тому времени уже достиг почтенных лет, поэтому брак не был браком в полном смысле этого слова. Иосиф не знал Марию, он стал, скорее опекуном и наставникам, поскольку после совершеннолетия идти ей было уже некуда. Она осталась сиротой.

Читайте также — Благовещение

Дева Мария. Благая весть

Дева Мария переехала в Назарет, в дом мужа. В те времена это было глухое место, совсем не то, где Она привыкла жить. Но именно здесь к Деве Марии явился Ангел, чтобы возвестить Благую весть. Праведный Иосиф был плотником и часто уезжал из дома работать. Ангел явился к Деве Марии именно в этот момент. По Преданию, Мария отправилась к своей родственнице, праведной Елисавете, будущей родственнице Иоанна Предтечи. В доме Елисаветы Она провела три месяца. За это время стало понятно, что Дева Мария ждет ребенка. Иосиф же, обнаружив, что Дева Мария непраздна, опечалился, подумав, что она согрешила и решил тайно отпустить ее, чтобы уберечь от позора и казни. Тогда к Иосифу явился во сне Ангел Господень, чтобы возвестить уже ему Божественную природу зачатия у Девы, не знавшей мужа. Ангел повелел назвать Сына Марии Иисус, что значит Спаситель, явно обозначая Его Небесное происхождение. Иосиф был настолько праведен и верен Богу, что ему не потребовалось дополнительных чудес.

«Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так Спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой Вселенной».

Рождество Христово

Иисус появился на свет в хлеву, в стойле для скота. Для участия в переписи населения Дева Мария и Иосиф, оба принадлежавшие к роду Давида, направились в Вифлеем, но для них не нашлось места в гостинице, как для Сына Божьего не нашлось места в нашем падшем мире. Первыми яслями для Иисуса стала кормушка для скота. Как гласит Евангелие от Луки, первыми  эту весть узнали пастухи, пасущие свои стада неподалеку от места рождения Спасителя. Великую радость они узнали от Ангела Господня и поспешили поклониться Богомладенцу.

Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове»

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар тоже увидели звезду на Востоке и отправились, чтобы принести дары Спасителю Мира.

Дева Мария и чудо в Кане Галилейской

На восьмой день Младенец Иисус был обрезан по традициям того времени, а на сороковой принесен в Иерусалимский храм. Именно там Симеон Богоприимец предрек Деве Марии грядущие страдания. Далее в Писании мы видим упоминания о том, как в двенадцать лет Иисуса потеряли при визите в Иерсуалимский храм и оказалось, что Он общался со священниками, внимавшими Ему. Была Дева Мария и на браке в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Он сделал это по просьбе своей Матери, упомянув все же, что «время еще не пришло». Это было первое чудо, совершенное Иисусом.

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2:1-11)

Самым трагическим моментом жизни Девы Марии, о котором упоминает Писание, стало присутствие на Голгофе, где Богородица смотрела на казнь Господа нашего Иисуса Христа. Со креста, Иисус говорит своему любимому ученику Иоанну: «Се Матерь твоя!». Перепоручая заботу о Своей земной Матери апостолу Иоанну.

Попрощаться с Богородицей перед ее Успением собрались все ученики. По Преданию Дева Мария участвовала в жребии при решении о том, куда пойдет проповедовать каждый из них.

Дева Мария не умерла в привычном нам понимании слова. После Вознесения Иисуса Дева Мария осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод начал гонения на христиан, Дева Мария удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Дева Мария неустанно молилась о том, чтобы Господь скорее забрал ее к Себе. И тогда архангел Гавриил возвестил Ей скорую кончину. Увидевшись с учениками Христа Она предала Свою душу в руки Господа, и тут же раздалось ангельское пение.

Читайте также — Успение Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди (+аудио, видео)

В дни праздников, посвященных Деве Марии используют голубое облачение — цвет чистоты и непорочности.

Православное Предание говорит о том, что на земле существуют местности, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. Их называют земными Уделами Богородицы и всего их четыре, это Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская Лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Молитва ко Пресвятой Богородице, Деве Марии

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитвы Богородице

Читайте также:

  • Пресвятая Богородица, Ширшая Небес
  • Богородица — наша духовная Матерь

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Кто были родители Пресвятой Богородицы?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В конце каждой службы священник перечисляет имена святых, которых Церковь вспоминает в этот день. Но есть два имени, которые звучат каждый день и на каждой службе, — это имена родителей Пресвятой Богородицы, праведных Иоакима и Анны. Что известно об этих святых? И почему Церковь воздает им такую особенную честь?

О родителях Пресвятой Богородицы Марии сообщают несколько источников, наиболее ранний из которых — Протоевангелие ИаковаПротоевангелием (от греч. πρῶτος, первый) этот текст называют потому, что речь в нем идет большей частью о событиях, предшествовавших описанным в Евангелиях. Авторство текста приписывается (скорее всего, ошибочно) апостолу Иакову, брату Господню, одному из сыновей праведного Иосифа Обручника от первого брака. — Прим. ред., памятник христианской литературы второй половины II — начала III века. Церковь не включила этот текст в состав Священного Писания, но многие из описанных в нем событий особо вспоминаются в течение богослужебного года, в том числе и Рождество Пресвятой Богородицы.

Встреча святого Иоакима и святой Анны
у Золотых Ворот Иерусалима после благой вести
от ангела о рождении ребенка.

Амброзиус Бенсон. Нидерланды, около 1528

Иоаким, согласно Протоевангелию Иакова, был человек «очень богатый» и притом истинный праведник: материальный достаток он использовал для того, чтобы приносить Богу «двойные дары». Если, например, закон предписывал в том или ином случае приносить в жертву Богу козла или овцу, то Иоаким жертвовал двух овец или двух козлов и так далее. Но в один из праздников, когда все иудеи по традиции собрались в Иерусалимском храме и по очереди приносили дары Богу, Иоакима вдруг достаточно грубо отодвинули в сторону.

Некто Рувим — священник или, возможно, распорядитель служб в храме — запретил ему подходить с дарами в числе первых: ведь тот был бездетным, «не принес потомства Израилю». А иудеи в то время привыкли связывать количество детей в семье с личной праведностью семейной пары. Считалось, чем больше детей послал супругам Бог, тем более высоко Он ценит благочестие этой четы. И — наоборот…

Иоаким сел за книги и стал искать, были ли в истории Израиля праведники, не оставившие по себе потомства. Оказалось, что таких не было. Тогда он пришел в отчаяние, возложил на себя сорокадневный пост и отправился в пустыню в надежде, что, может быть, Господь посетит его в скорби и утешит. «Да будет мне едою и питьем молитва», — решил Иоаким.

Скорбела и его супруга Анна, на которую тоже посыпались насмешки. Даже ее собственная служанка посмела сказать: «Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле».

Люди осуждали Иоакима и Анну, а их собственные надежды на продолжение рода к тому времени уже почти иссякли: ведь, если верить позднейшим пересказам их житий, они жили вместе уже 50 лет и, понятно, находились в годах весьма преклонных.

Впрочем, Анна помнила из священной истории, как Сарра в 90 лет родила Исаака, и не оставляла молитву о ниспослании ей ребенка.

И вот в самый тяжелый момент Господь ответил на вопрошания бездетных супругов. Согласно Протоевангелию Иакова, и к Иоакиму, и к Анне был послан Ангел, возвестивший им о скором зачатии ребенка, причем такого ребенка, о котором станет говорить целый мир. В ответ на это известие Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Это обещание Анна и Иоаким исполнили в точности: когда рожденной ими Девочке исполнилось три года, они отвели Ее в Иерусалимский храм, где Мария с тех пор жила и получала воспитание.

Отец же Ее и мать прожили на свете еще около 12 лет и отошли ко Господу в возрасте около восьмидесяти лет, как говорится в одном из сирийских переложений Протоевангелия Иакова — «Истории благословенной Девы Марии».

Рождение Пресвятой Богородицы.
Амброзиус Бенсон. Нидерланды, около 1528

Этот сирийский текст (самые ранние из сохранившихся рукописей которого относятся к XII веку) интересен еще тем, что пытается проследить родословную линию Богородицы. Из него следует, что Иоаким (в сирийском варианте — Ионакир, или Цадок, то есть «праведный») был сыном Матфана и внуком Елеазара, то есть Дева Мария имела тех же деда и прадеда, что и Иосиф Обручник, Ее нареченный супруг. Иными словами, Богородица и Иосиф были двоюродными сестрой и братом и оба являлись продолжателями рода царя Давида. К царю Давиду возводят линию предков Богородицы и церковные писатели VIII–IX веков преподобный Иоанн Дамаскин и Епифаний Монах. Правда, Епифаний утверждает, что это Анна была дочерью Матфана, а не Иоаким — сыном.

Дело в том, что Господь призывает судить о всяком дереве по его плодам (ср.: Мф 7:15–20), а плодом этой семейной пары явилась Пресвятая Богородица. Многие сотни и даже тысячи лет Господь ждал, когда же человечество принесет Ему такой плод — деву, чистую сердцем и всецело преданную Богу, способную без принуждения вверить Себя Ему со словами: Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему

(Лк 1:38). Ведь только такая дева, чуждая греха не вследствие чуда, которое мог бы совершить над ней Бог, а вследствие своего собственного свободного выбора, только она и была достойна стать Матерью Сына Божия. А такие качества — любовь к Богу, смирение, кротость — не могли бы развиться в Деве Марии без участия Ее родителей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Греция, Афон. 1320

Безусловно, большую роль сыграло воспитание Девочки при храме начиная с трехлетнего возраста, но ведь и это тоже было решение Ее родителей, Иоакима и Анны, — отдать Дочь, еще совсем маленькую, священникам. Как ни жаль им было расставаться с Дочерью, ставшей утешением в дни их старости, но обет посвятить Ее Богу оставался в силе — и они исполнили, что обещали.

«Терпение, навыкнув во времени, родило [в Иоакиме и Анне] глубочайшее смирение», — говорил в одной из проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И точно такое же смирение мы находим в их Дочери, Которой суждено было стать Божией Матерью. Как некогда Ее родители, Дева Мария отказалась от всяких претензий на то, чтобы руководить Своим Сыном исключительно по своему разумению, жестко удерживать Его при Себе, связывать Своим родительским авторитетом (как это свойственно многим родителям). Она вверила Сына Промыслу Божию, а Сама смиренно последовала за Ним. Зерно такого смирения заронили в душу Пресвятой Богородицы Ее родители Иоаким и Анна.

Читайте также: Коротко о празднике: Рождество Пресвятой Богородицы

Святая Анна

Святая Анна, избранная Богом быть матерью Марии, Его собственной Пресвятой Матери на земле, была супругой святого Иоакима. Предок Вечного Царя и Первосвященника, Иоаким происходил из царского дома Давида, а Анна имела левитское происхождение. Их жизнь была полностью занята молитвой и добрыми делами. Одного желало их союза — они были бездетны, и это считалось у иудеев горьким несчастьем. Наконец, когда Анна была в преклонном возрасте, родилась Мария, плод скорее благодати, чем природы, и дитя больше от Бога, чем от человека.

С рождением Марии святая Матрона начала новую жизнь; она с благоговейной нежностью следила за каждым Ее движением и, зная о судьбе малышки, ежечасно чувствовала себя освящённой присутствием Своего Непорочного Младенца. Но она поклялась своей дочерью Богу; Богу дитя Мария уже посвятила Себя, и Ему Анна вернула Себя. Марии было три года, когда Анна и Иоаким повели Ее к ступеням Храма, увидели, как Она Сама прошла во внутреннее святилище, и больше не видели Ее. Так Анна осталась бездетной в старости и лишилась самой чистой земной радости. Самые святые родители на земле не могли, по замыслу Божию, воспитать этого Младенца так, как нужно: Марии пришлось страдать с ранних лет Своих. Святая Анна и святой Иоаким смиренно поклонялись Божественной Воле и продолжали бодрствовать и молиться, пока Бог не призвал их к вечному покою.

Франция и Канада обладают главными святилищами Святой Анны: во Франции, в Апте в Провансе и в Оре в Бретани; в Канаде в Сент-Анн-де-Бопре в провинции Квебек. Обнаружение в Апте в 792 году мощей святой Анны, привезенных Лазарем и двумя его сестрами во Францию, было совершенным чудом, подтвержденным присутствием Карла Великого во время открытия и подписью Папы Адриана I под письменным отчетом о фактах.

«Святая. День памяти святой Анны отмечается 26 июля. В праздник святой Анны, которую я люблю называть бабушкой Иисуса, прекрасный день, чтобы поздравить бабушек. Пока я кадил, я увидел кое-что прекрасное: статую Святая Анна не коронована, ее дочь Мария коронована. И это прекрасно. Святая Анна — это женщина, которая подготовила свою дочь стать королевой, стать королевой неба и земли. Эта женщина хорошо поработала! Святая Анна, святой покровитель Казерты, собрал на этой площади различные части епархиальной общины с епископом и в присутствии гражданских лидеров и представителей различных общественных организаций. Я хочу призвать всех вас пережить праздник святого покровителя без всех предрассудков, в чистом выражении веры народа, признающего себя семьей Божией и укрепляющей узы братства и солидарности.Возможно, святая Анна слышала, как ее дочь Мария провозгласила слова Магнификата, несомненно повторяется много раз: «Он низложил сильных с престолов их и возвысил смиренных; алчущих насыщает благами» (Лк 1:52-53). Пусть она поможет вам искать единственное сокровище, Иисуса, и научит вас открывать Божьи критерии поведения; Он ниспровергает суды мира и приходит на помощь бедным и малым и наполняет благами смиренных, тех, кто вверяет Ему свое существование. Имейте надежду, надежду, которая не разочаровывает. И я люблю повторять вам: не позволяйте им украсть вашу надежду!» (Его Святейшество Папа Франциск, 2014 г.)

Мы просим заступничества Святой Анны, чтобы присматривать за нашим школьным сообществом и защищать нашу веру, знания и воображение!

Святая Анна, молись о нас.

НАЗАД Наша Вера — Покровительница — Святая Анна

Святая Анна | Традиции, жизнь и наследие

Святая Анна с Богородицей и Младенцем

Смотреть все медиа

Расцвет:
ок. 100 г. до н.э. — ок. 1 г. до н.э.
г.
Известные члены семьи:
супруг святой Иоахим дочь Мэри

Просмотреть весь связанный контент →

Святая Анна , мать Девы Марии, согласно традиции, полученной из некоторых апокрифических писаний. Святая Анна — одна из святых покровительниц Бретани и Канады, а также рожениц. Как бабушка и дедушка Иисуса, Анна и ее муж Иоахим также считаются святыми покровителями бабушек и дедушек; их праздник отмечается 26 июля.

Информация о ее жизни, поразительно совпадающая с ветхозаветной историей бесплодной Анны и ее зачатием пророка Самуила (1 Царств 1), содержится в Протеевангелии Иакова 2-го века («Первое Евангелие от Иакова» ) и Evangelium de nativitate Mariae («Евангелие Рождества Богородицы») 3-го века. Согласно этим небиблейским источникам, Анна (иврит: Ханна) родилась в Вифлееме в Иудее. Она вышла замуж за Иоакима, и они прожили богатую и набожную жизнь в Назарете. Опечаленная своим бесплодием, Анна пообещала Богу, что посвятит своего первенца на служение Господу. Затем пара получила видение ангела, который объявил, что Анна зачнет и родит самое чудесное дитя, Марию. Когда ребенку исполнилось три года, Иоаким и Анна, во исполнение ее божественного обетования, привели Марию в Иерусалимский храм, где оставили ее на воспитание.

Рассказ Protevangelium о жизни св. Анны стал основанием для установления литургических праздников Рождества Девы Марии (8 сентября) и Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (8 декабря), которые обычно отмечается как священный день обязательства. Посвящение Марии во Храм стало настолько важным в церковном учении, что к 1585 году папа Сикст V включил в западный церковный календарь литургический праздник Введения в храм Девы Марии (21 ноября). Хотя этот праздник зародился рано на Востоке, вероятно, в Иерусалиме в 543 году, его первое западное празднование было зарегистрировано в Англии в 11 веке. Действительно, Protevangelium долгое время пользовался большим авторитетом в восточных церквах, и его части читались во время различных праздников Марии греками, сирийцами и коптами.

В дополнение к повествованию о Protevangelium , некоторые другие традиции утверждают, что Анна, овдовевшая вскоре после представления Марии в храме, впоследствии вышла замуж повторно (один или два раза) и является бабушкой одного или нескольких апостолов, включая Иоанна и Иакова (сыновья Зеведея), Симона, Иуду и Иакова Меньшего (сына Алфея), а также Иакова, «брата Господа», в зависимости от источника. Восточная литература об Анне, восходящая к IV веку, не следует фантастическим легендам средневековой западной традиции. Мать Марии почитается в исламе, хотя ее имя не упоминается в Коране.

Культ Анны процветал в Восточной церкви уже в 4 веке, и многие церкви, первая из которых датируется 6 веком, были построены в ее честь. В начале 8 века папа Константин, вероятно, представил ее преданность Риму. Анна стала чрезвычайно популярной в средние века и оказала влияние на таких теологов, как Жан де Жерсон, Конрад Вимпинар и Иоганн Экк. В ответ на нападки протестантских реформаторов на ее культ преданность святой Анне получила дальнейшее развитие со стороны постреформационных пап.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *