Отраженная речь это: Дефектологический словарь — Отраженная речь

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Библиографическое описание:

Ефремова, А. В. Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками / А. В. Ефремова, А. Е. Петрова, Н. И. Белова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4463/ (дата обращения: 01.06.2023).



Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции.

Согласно статистике логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5 %. У мальчиков заикание встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1–3 % взрослого населения. Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18 %. То есть имеется наследственная предрасположенность к этому нарушению.

Структура данного речевого нарушения довольно сложная, потому работа предполагает комплексное воздействие на заикающегося.

Методы воздействия можно разделить на педагогические и медикаментозные. Последние назначаются врачом неврологом. Педагогические же рассмотрим ниже.

Особенность педагогической работы с заикающимися отличается от традиционной: здесь я рассмотрю основные методы педагогического воздействия: Релаксация, создание режима ограничения речи синхронизация и ритмизация речи и движений, развитие речевого дыхания отработку плавности речи во всех ее формах.

Учебный год мы разделяем на четыре периода

В I периоде я организую щадящий речевой режим, работаем над выработкой спокойного темпа, ограничиваем общение, где допускается использование однословных фраз (вопросы, ответы, описания предметов, картинок.

..). Здесь мы также обучаем детей релаксации. Длительность — 1–1,5 месяца.

На II этапе:

1.Рекомендуем родителям поддерживать щадящий речевой режим дома, постепенно активизируем речь детей на занятиях и дома, побуждая их к общению полными предложениями в игровых ситуациях и вне игры. — 1,5 месяца

На III этапе мы продолжаем активизировать правильную речь детей. Пользоваться полными распространенными предложениями. — 2 месяца

И на последнем (заключительном) этапе дети учатся самостоятельно пользоваться всеми формами речи, когда речевой образец уже не дается.

В своей работе я использую такой прием как создание режима относительного молчания. Почему относительного — потому что мы не можем требовать от ребенка полного молчания. эта задача реализуется в режимных моментах и проходит в виде игр-молчанок. это помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.

Во время игр-молчанок организовываются такую деятельность, чтобы дети меньше говорили (рисование, аппликация и т. п. основной задачей является соблюдать тишину. Ребенку дается игровое задание — он аквалангист, под водой разговаривать невозможно, можно общаться только жестами, мимикой).

Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю-полторы с начала коррекционной работы. Постепенно речевая активность ребенка увеличивается, но щадящий речевой режим продолжается.

Еще одним приемом является релаксация. Обучение навыкам релаксации необходимо чтобы снять мышечное напряжение и эмоциональное перевозбуждение, свойственное детям с заиканием.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, где ребенок может почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи.

После выполнения упражнений я обращаю внимание на то, насколько было легко и приятно расслабиться и успокоиться.

Когда дети научатся расслаблять отдельные группы мышц, проводится внушение состояния покоя, закрепляющее ощущение расслабленности.

Данное упражнение проводится непосредственно перед занятием, в спальне или в логопедическом кабинете на ковриках. Содержание может быть связанно с тематикой занятия. Продолжительность занятий по релаксации на начальном этапе составляет 3–5 мину и доходит до пятнадцати.

Также в симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Последовательность работы здесь классическая:

− общие дыхательные упражнения;

− постановка диафрагмального дыхания;

− дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;

− формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.

Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, глубоким, а выдох длительным и плавным. Я напоминаю детям, что говорить нужно только на выдохе (поскольку у детей часто бывает речь «взахлеб»).

Ритм речи при заикании часто нарушен. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс методов. В основном это:

  1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
  2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен (Считалки)
  3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а ребенокдолжен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

Пример:

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например:

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»: Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»: Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Не маловажно уделять внимание и интонации. В период «щадящего речевого режима» заикающиеся дошкольники обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно используя пантомимику.

Работа по развитию интонационной стороны речи начинается с формирования голосовых модуляций. Такая тренировка на первом этапе проводится на материале гласных звуков. Обучение вначале происходит по образцу, предложенному логопедом. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Движение руки может заменить мяч, который бросается в пол или вверх

Все упражнения, исполненные на первом этапе, должны быть проведены и в работе над слогом. Для передачи интонационной выразительности с детьми хорошо использовать междометия: радость (Ах! Ох! Ух!), сожаление (ох-ох-ох), печаль (эх) и т.
п.

При работе с предложением, состоящим из двух или более слов, проводится обучение дошкольников выделению значимого слова. Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале стихов, где конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы, затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию. Затем проводится работа над интонационным членением текста.

Для детей дошкольного возраста следует проводить работу на материале стихотворных текстов с короткой строфой и прозаических текстов, состоящих из коротких фраз.

Следующий метод коррекции заикания — это синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. Речь идет о привлечении к акту речи «второго артикуляторного аппарата человека» пальцев ведущей руки.

Поскольку исходным пунктом речевых и психических нарушений при заикании являются речевые судороги, сумев предотвратить их, мы в значительной степени устраняем и вторичные невротические наслоения.

Рука не отвлекает от акта речи, не сопровождает её механическим образом, а упреждая произнесение каждого слога, ведёт речь за собой.

Пальцы ведущей руки выполняют роль «буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги в разнометричные рисунки слов.

Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания. Основные правила руки заключаются в следующем. Ведущая рука должна воспроизводить ритмико-интонационный рисунок произносимой фразы. Для этого ребенок располагает руку на бедре, пальцы руки слегка согнуты как при игре на фортепиано. Произнесение первого слога каждой синтагмы, а также все сильные позиции в ней, идут вслед за более крепким и длительным нажатием большого пальца. Система интенсивных логопедических занятий по коррекции заикания с помощью руки состоит из нескольких этапов.

  1. На первом этапе (5 дней) главная задача сформировать у заикающихся навык свободного звукоизвлечения и слогопроизнесения, связать его с состоянием мышечной релаксации, спокойствием и, параллельно развивая мелкую моторику, подготовить ведущую руку к роли естественного синхронизатора речи. Одновременно мы усиленно готовим руку в помощь речи: привлекаем внимание заикающихся к руке
  2. На втором этапе (2–3 дня) мы уделяем главное внимание обучению большого пальца ведущей руки, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать технику расслабления. На этой стадии логопедических тренировок необходимые навыки отрабатываются на значительно замедленном темпе.

Упражнение 1.

Исходное положение максимально свободная поза. Заикающиеся встряхивают кисти рук, затем сбрасывают их на колени и подтягивают расслабленные кисти примерно к середине бедра. Кисть оказывается свободной и округлой (прием, используемый для подготовки рук при обучении игре на фортепиано). Упражнение многократно повторяется, пока рука действительно не будет полностью расслаблена и спокойна. Нужно непременно снять напряжение с кисти, иначе оно отразится на работе голосового аппарата.

Упражнение 2.

Рука свободно лежит на бедре. Пациенты медленно, плавно начинают надавливать большим пальцем руки на поверхность бедра (остальные пальцы, отрываясь от бедра, несколько приподнимаются). По команде пальца пациенты произносят один слог с мягкой атакой звука, используя нижний голосовой регистр. По мере того как палец все сильнее (но без напряжения) нажимает на бедро, усиливается и звучание голоса; наоборот, при уменьшении силы нажатия голосовое звучание ослабляется.

3. Третий этап (5–6 дней) состоит в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки уже на уровне слов, несложных фраз. Усложняется работа над интонацией и соответственно повышаются технические требования к руке. Кроме того, совершенствуются навыки, полученные на предшествующих этапах работы.

Упражнение 1.

Рука свободно лежит на бедре. Нажатием большого пальца запускаем последовательные ряды открытых слогов (2345). Каждый слог «пропевается» акцентированно, причем нажатие каждого пальца должно быть синхронизировано с произнесением отдельного слога. Сила нажатия управляет силой звучания голоса. По сути дела, мы имеем здесь образец равнометричной речи на замедленном темпе, при посредстве которой отлаживается техника синхронизированного с рукой произнесения ряда слогов.

Упражнение 2.

Задачей является выработка навыков естественной разнометричной речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки.

Работа начинается с проговаривания слов с различной метрической структурой. Сначала проговариваются слова двух, трех, четырехсложные с ударением на первом слоге, а затем с ударением на втором, третьем, четвертом слогах. Во время выполнения упражнения логопед внимательно следит за постановкой руки. Ударный слог каждый раз выделяется более сильным и длительным нажатием соответствующего пальца. Безударные слоги лишь отслеживаются мягким нажатием пальцев на поверхность бедра.

4. Четвертый, завершающий этап (10 дней) связан с автоматизацией у заикающихся нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки. Здесь используется речевой материал большей степени сложности, происходит первичное закрепление навыка. Продолжается работа над интонацией. Устойчивость речи к стрессовым воздействиям проверяется через систему функциональных тренировок.

Первоначально для логопедических тренировок используются небольшие по объему, знакомые тексты, на которых нарабатывается техника речи с рукой. На этом этапе продолжается работа над интонацией. Интонационные навыки отрабатываются на песенных, стихотворных, прозаических текстах.

Следующее направление работы — развитие планирующей функции речи, Работа строится в следующей последовательности:

  1. Сопряженная речь — проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4–5-ти и более.
  2. Отраженная речь — представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2–4-х строф.
  3. Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.
  4. Самостоятельное описание картинок. Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т. п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, которым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.

На всех этих трех этапах большое внимание уделяется развитию и обогащению словаря заикающихся детей.

  1. Пересказ прослушанного небольшого текста. Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности детей может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.
  2. Спонтанная речь является наиболее сложной для ребенка. Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной магазин”, где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.
На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец” и т. п.).

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.

Таким образом, исходя из вышеописанных методов, можно составить примерное содержание коррекционной работы:

1 этап

Подготовка руки, развитие мелкой моторики

Работа над слогом

Релаксация в контрасте с напряжением

Работа над интонацией на уровне звукомодуляций

2 этап

Обучение навыкам синхронизации с опорой на большой палец.

Развитие навыка деления на слоги

Интонация на уровне слога и одного слова.

Развивать фонацилонное и диафрагмальное дыхание

3 этап

Подключение остальных пальцев ведущей руки

Синхронизация на уровне слова и фразы

Интонация на уровне фразы

Развивать длительный речевой выдох.

4 этап

Закрепление навыков синхронизации во фразе и тексте.

Развитие интонации на уровне текста, учить использовать логические ударения.

Конечно, это не все методы устранения заикания. На данный момент существуют и технические средства коррекции. Приведу некоторые из них.

Аппарат Монолог.

Он включает в себя такие функции.

1. Звукозаглушение собственной речи, как прием в работе по преодолению заикания, известен еще со времен Демосфена. В качестве заглушающего фона используется «белый шум», акустически напоминающий шум прибоя. Положительный результат при звукозаглушении принадлежит эффекту повышения громкости.

2. Звукоусиление.

3. Метроном, или метод ритмической стимуляции речи, известен столь же давно, как и метод заглушения.

4. «Эхо» или эффект отставной речи —суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал, подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. «эхо» — дает задержку речевого сигнала, что, в свою очередь, улучшает качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи и, наконец, что, пожалуй, является самым важным — способствует формированию навыка речевого самоконтроля.

Используя четыре основных режима, аппарат позволяет получать разнообразные комбинации.

Также существуют аналоги, которые можно установить на смартфон в виде приложения.

DAF Professional by Speech Tools for iOS/Android

DAF — воспроизведение звука собственного голоса с отставанием в несколько миллисекунд. Так называемая отсроченная слуховая обратная связь. Это приложение подходит для занятий по коррекции плавности речи людям с заиканием или с ускоренным темпом речи.

Приложение DAF способствует замедлению темпа речи и снижению количества запинок. Сами разработчики утверждают, что программа эффективно работает в 30 % случаев её использования людьми с заиканием.

Заниматься с этим приложением советуют 2 раза в неделю по 10–15 минут.

Второе приложение разработано для устройств на операционной системе Android — DAF (Delayed Auditory Feedback) или Задержка акустической обратной связи

Принцип работы так же основан на эффекте эхо. Во время занятий, нужно использовать наушники, так же в этом приложении можно использовать фронтальную камеру в качестве зеркала.

Работа с техническими устройствами, как правило, ведется индивидуально.

Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, соблюдали общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

На начальных этапах работы я знакомлю родителей с приемами релаксации. Рекомендую проводить дома игры-молчанки. Так же очень важно, чтобы родители соблюдали режим дня, поддерживали режим ограничения речи, избегали шумных мероприятий и праздников. По мере того как дети овладевают приемами синхронизации, знакомлю с ним родителей. Важно, чтобы родители воспитанников поняли необходимость и важность коррекционных приемов и умели выполнять их в домашних условиях.

Помните, что заикание — сложное нарушение, затрагивающее не только речевое, но и психическое, познавательное и личностное развитие. Именно поэтому важно, чтобы к коррекционной работе было привлечено все окружение ребенка.

Литература:

  1. Все о заикании http://zaikanie.ru/
  2. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). — М.: Эребус, 1993–160 с. ил.
  3. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская, 1993.
  4. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. Белякова Л. И.
  5. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  6. Селиверстов В. И. «Заикание у детей».
  7. И. А. Поварова «Коррекция заикания в играх и тренингах»
  8. С. В. Леонова «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников»
  9. П. И. Шагулиев «Речевые игры и тренинги в коррекции заикания»
  10. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Помогите ребенку преодолеть заикание. МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
  11. Е. Е. Шевцова «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания»
  12. Е. Е. Шевцова «Преодоление рецидивов заикания»
  13. Т. Г. Визель «Коррекция заикания у детей»
  14. Ю. Б. Некрасова «Лечение творчеством»
  15. Е. Н. Соловьева «Путь к преодолению заикания» Система занятий.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ведущая рука, DAF, работа, этап, упражнение, движение пальцев, заикание, слог, тук — тук.

Гуманит изд центр владос, 2001


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.(Коррекционная педагогика).

В пособии систематизирован разнообразный материал о заикании: его проявлениях, механизмах и причинах, предупреждении и преодолении у детей.

В книге раскрывается преимущественно психолого-педагогический аспект проблемы детского заикания, так как она адресована, прежде всего, студентам педагогических вузов и колледжей, а также начинающим специалистам — логопедам, педагогам, воспитателям. Пособие будет полезно родителям.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

Глава I
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ 11

Замедленный темп речи 12

Ускоренный темп речи 13

Прерывистый темп речи 15

Запинки несудорожного характера 17

Запинки судорожного характера 19

Предупреждение и устранение речевых запинок 24

Глава II
СИМПТОМОКОМПЛЕКС ЗАИКАНИЯ 31

Механизмы заикания 31

Проявления заикания 37

Психологические особенности заикающихся.

Модель фиксированности на своем дефекте 40

Распространенность заикания 61

Биологическое и социальное в структуре дефекта 63

Глава III

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ
ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ 67

Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы 71

Задачи и формы коррекционно-воспитательной
(логопедической) работы 81

Глава IV
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ 101

Дидактические основы детской логопедии 101

Индивидуальный подход.
Обследование и динамическое наблюдение
заикающегося ребенка 102

Систематичность и последовательность 123

Сознательность и активность 148

Наглядность и технические средства обучения 150

Прочность. Эффективность преодоления заикания 159

Глава V
СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ЗАИКАЮЩИМИСЯ 169

Организация логопедической помощи детям в России 169

Схема логопедической работы с детьми
в амбулаторных условиях 174

Схема логопедической работы с детьми

в стационарных условиях 182

Разные методики логопедических занятий

с заикающимися 188

Методики логопедических занятий с дошкольниками 189

Методики логопедических занятий со школьниками 197

Логопедическая работа с заикающимися подростками

и взрослыми 200

Игра как главная часть логопедических занятий

с заикающимися детьми 208

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 226



Содержание книги составляют преимущественно сведения о проявлениях, преодолении и предупреждении заикания у детей. Но в ней для более полного освещения вопроса использован частично материал и о заикании у лиц старшего возраста.

В основу пособия легли наблюдения автора, накопленные в течение многолетней работы с заикающимися, и курс лекций о заикании, читаемый студентам дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.

Основополагающими принципами при написании данного пособия для нас служили:

1) разносторонний подход к освещению в целом проблемы заикания;

2) психолого-педагогический подход к содержанию логопедической работы с заикающимися.

Разносторонний подход к проблеме заикания позволяет рассматривать это расстройство с лингвистических позиций в ряду других недостатков речи, а именно как нарушение одного из структурных компонентов речи, ее просодической стороны и еще конкретнее — ее темпа1.

Возможные изменения темпа речи (замедленность, ускоренность, прерывистость) могут быть обусловлены у человека его эмоциональным состоянием, типом высшей нервной деятельности, воспитанием или быть результатом каких-то расстройств высшей нервной деятельности.

Физиологический, медицинский, психологический аспекты изучения темпа речи позволяют коснуться различий в структуре этих нарушений и осуществить тем самым их дифференциальную классификацию. Такая классификация нарушений темпа речи позволяет выделить следующие расстройства: брадилалию, тахилалию, полтерн, баттаризм, запинки и спотыкания.

При характеристике прерывистого темпа речи особо выделяются запинки и спотыкания несудорожного и судорожного характера, их сходство и различие. Это позволяет показать, с одной стороны, возможность перерастания запинок несудорожного характера в заикание (основным симптомом которого являются речевые судороги), а с другой стороны, указать на единую направленность коррекционно-воспитательной работы по устранению речевых запинок и предупреждению заикания у детей (см. гл. I. «Нарушения темпа речи»).

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным. Для того чтобы подойти к современному пониманию структуры этого речевого расстройства, необходимо иметь представления о различных мнениях по этому поводу, представленных в специальной литературе.

Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. Многообразие проявлений заикания, подмеченное исследователями, позволяет систематизировать имеющиеся наблюдения и утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей (см. гл. II. «Симптомокомплекс заикания»).

Понимание механизмов возникновения заикания и знание многообразных особенностей его проявления определяют необходимость комплексного подхода к его преодолению. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами (см. гл. III. «Современный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания»).

Комплексную работу по преодолению заикания условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. К формам лечебно-оздоровительной работы относятся создание благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и рационального питания, а также закаливающие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК) и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия (см. «Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы» гл. III).

Коррекционно-воспитательная работа1это система педагогических мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Подход к выбору и использованию этих мероприятий определяется спецификой проявления заикания и особенностями самих заикающихся.

Задача с максимальной полнотой показать (раскрыть) сущность коррекционно-воспитательной (а конкретнее — логопедической) работы с заикающимися представляет особую трудность, с одной стороны, из-за многообразия имеющихся методов и методик, что связано с неустойчивостью представлений о механизмах заикания, а с другой стороны, из-за невозможности создания достаточно эффективной единой методики. Для логопеда есть только один путь — полное овладение знаниями о специфике дефекта и особенностях заикающихся, о задачах, формах, содержании и разных системах логопедической работы и творческое применение этих знаний с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных условий его работы.

Основными задачами логопедической работы с заикающимися являются формирование у них навыков правильной речи и воспитание гармонично развитой личности. Можно выделить следующие формы этой работы: психолого-педагогическое изучение заикающихся, организация логопедических занятий и самостоятельной работы, привлечение разных специалистов, консультативно-методическая работа с родителями и педагогами, повышение квалификации логопеда (см. «Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопедической) работы» гл. III).

В логопедической работе с заикающимися детьми, как в любом педагогическом процессе, широко и в то же время своеобразно используются основные принципы дидактики, естественнонаучное обоснование которой дает учение И.П.Павлова и И.М.Сеченова об условно-рефлекторной деятельности человека. «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов»1.

Перевоспитание неправильной и воспитание правильной речи и поведения заикающихся детей требует творческого использования логопедом таких проверенных и оправданных педагогической практикой дидактических принципов, как принципы индивидуального подхода, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности. Эти принципы обучения следует реализовывать не изолированно друг от друга, а в единстве и взаимной обусловленности (см. гл. IV. «Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми»).

Раскрывая задачи, формы и содержание логопедической работы с заикающимися, считаем необходимым ознакомить специалистов с некоторыми сведениями о действующих сегодня системах организации логопедической помощи заикающимся (см. гл. V. «Системы логопедической работы с заикающимися»). Речь идет об особенностях организации логопедической помощи в детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи и в специальных группах массовых детских садов, в школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в логопедических кабинетах при детских поликлиниках, в логопедических пунктах общеобразовательных школ, в логопедических стационарах детских больниц, в сезонных санаториях для заикающихся детей.

Особенности логопедической работы рассматриваются с учетом того, проводится она в амбулаторных или стационарных условиях. В пособии представлены две разработанные автором схемы курса логопедических занятий с заикающимися детьми в амбулаторных и стационарных условиях, а также краткий обзор разных авторских методик логопедических занятий с заикающимися детьми, подростками и взрослыми, используемых в нашей стране в настоящее время.

Особое внимание уделено широким возможностям использования на логопедических занятиях разнообразных игр и игровых приемов. Подчеркиваются их основополагающее коррекционно-развивающее значение и смысл. С одной стороны, в коррекционном обучении игры и игровые приемы способствуют формированию навыков правильной речи и поведения ребенка и одновременно его умственному и физическому развитию (дидактические основы). С другой стороны, при этом осуществляется коррекционно-воспитательное воздействие на формирование социально-личностных качеств, определяющих правильное отношение ребенка к окружающим людям и взаимодействие с ними (психокоррекционные основы) (см. «Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми» — гл. V).

Успешное преодоление заикания требует систематической, скрупулезной и довольно длительной работы, предполагающей определенные усилия со стороны и специалистов, и самих заикающихся. Наличие такой совместной целенаправленной работы позволяет оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания (см. «Заключение»).

В «Приложении» дан ориентировочный список литературы по данной проблеме. Литература нужна логопеду для постоянного самообразования как средство повышения его профессиональной квалификации и, следовательно, она имеет прямое отношение к эффективности его работы.

Заключает пособие «Практикум», в котором предлагаются контрольные задания и вопросы для самостоятельной работы, проверки усвоенных знаний по проблеме детского заикания.


Скачать 1.17 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Рефлексия — Навыки эффективного общения

Какими бы хорошими вы ни считали свои навыки слушания, единственный человек, который может сказать вам, правильно вы поняли или нет, — это говорящий. Поэтому в качестве расширения навыков хорошего слушания вам необходимо развивать способность отражать слова и чувства и уточнять, правильно ли вы их поняли.

Часто важно, чтобы вы и говорящий согласились, что то, что вы понимаете, является верным представлением того, что должно было быть сказано.

Помимо понимания и отражения вербальных сообщений говорящего, важно попытаться понять эмоции — на этой странице объясняется, как эффективно использовать рефлексию, чтобы помочь вам лучше понять не только то, что говорится, но и содержание, чувства. и смысл сообщений.


Что отражает?

Рефлексия – это процесс перефразирования и переформулирования как чувств, так и слов говорящего. Цели рефлексии:

  • Чтобы позволить говорящему «услышать» свои мысли и сосредоточиться на том, что он говорит и чувствует.
  • Чтобы показать говорящему, что вы пытаетесь воспринимать мир так, как его видит он, и что вы делаете все возможное, чтобы понять его сообщения.
  • Чтобы побудить их продолжить разговор.

Размышление не включает в себя задавание вопросов, введение новой темы или направление разговора в другом направлении. Выступающим помогают размышления, поскольку они не только позволяют им чувствовать себя понятыми, но также дают им возможность сфокусировать свои идеи. Это, в свою очередь, помогает им направить свои мысли и побуждает их продолжать говорить.


Две основные техники отражения:

Отражение

Отражение — это простая форма отражения, которая включает почти точное повторение того, что говорит говорящий.

Зеркалирование должно быть коротким и простым. Обычно достаточно просто повторить ключевые слова или несколько последних сказанных слов. Это показывает, что вы пытаетесь понять техническое задание говорящего, и побуждает его или ее продолжать. Будьте осторожны, чтобы не перевернуть зеркало, так как это может вызвать раздражение и, следовательно, отвлечь внимание от сообщения.

Перефразирование

Перефразирование предполагает использование других слов для отражения сказанного говорящим. Перефразирование показывает не только то, что вы слушаете, но и то, что вы пытаетесь понять, что говорит говорящий.

Часто люди «слышат то, что ожидают услышать» из-за предположений, стереотипов или предубеждений. При перефразировании чрезвычайно важно не излагать свои собственные идеи и не подвергать сомнению мысли, чувства или действия говорящего. Ваши ответы не должны быть директивными и непредвзятыми.

Очень трудно устоять перед искушением задавать вопросы, и когда эта техника используется впервые, размышления могут показаться очень неестественными и неестественными. Вам нужно практиковать этот навык, чтобы чувствовать себя комфортно.



Отражение содержания, чувств и смысла

Наиболее непосредственной частью сообщения говорящего является содержание, другими словами, те аспекты, которые связаны с информацией, действиями, событиями и опытом, как они вербализированы.

Отражение содержания помогает сосредоточить внимание на ситуации, но в то же время важно отразить чувства и эмоции выражены для более полного понимания сообщения.

Это помогает говорящему признать свои чувства и принять их, поскольку довольно часто говорящий может говорить о них так, как будто они принадлежат кому-то другому, например, используя «ты чувствуешь себя виноватым», а не «я чувствую себя виноватым».

Опытный слушатель сможет отразить чувства говорящего по сигналам тела (невербальным), а также устным сообщениям. Иногда неуместно задавать такие прямые вопросы, как «Что ты чувствуешь при этом?» Сильные эмоции, такие как любовь и ненависть, легко идентифицировать, тогда как чувства, такие как привязанность, вина и замешательство, гораздо более тонкие. Слушатель должен уметь определять такие чувства как по словам, так и по невербальным сигналам, например по языку тела, по тону голоса и т. д.

Слушатель должен не только учитывать, какие эмоции испытывает говорящий, но и отражать степень интенсивности этих эмоций. Например:

Интенсивность Эмоции
«Вы чувствуете немного грустный/злой?»
«Вы чувствуете вполне беспомощный/депрессивный?»
«Вы чувствуете очень подчеркнул?»
«Вы чувствуете крайне смущен?

Рефлексия должна сочетать содержание и чувства, чтобы правильно отразить смысл сказанного говорящим. Например:

Говорящий:

« Я просто не понимаю своего начальника. В одну минуту он говорит одно, а в следующую – противоположное.

Слушатель:

Он тебя очень смущает? »

Отражение смысла позволяет слушателю отразить переживания говорящего и эмоциональную реакцию на эти переживания. Он связывает содержательный и чувственный компоненты сказанного говорящим.

Вас также могут заинтересовать наши страницы: Что такое эмпатия? и Понимание других .

Рекомендации по отражению


  • Будьте естественными.
  • Прослушайте основное сообщение — рассмотрите содержание, чувства и смысл, выраженные говорящим.
  • Перескажите простыми словами то, что вам сказали.
  • При перефразировании ищите как невербальные, так и вербальные сигналы, которые подтверждают или опровергают точность вашего перефразирования. (Обратите внимание, что некоторые ораторы могут притворяться, что вы все поняли правильно, потому что чувствуют себя неспособными заявить о себе и не согласны с вами.)
  • Не спрашивайте говорящего без необходимости.
  • Не добавляйте к динамику смысл.
  • Не переводите тему докладчика в новое русло.
  • Всегда быть недирективным и непредвзятым.

Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»


Наши электронные книги по навыкам общения

Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для эффективного общения.

Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои коммуникативные навыки, и полны простой для понимания практической информации и упражнений.


Личное информационное отражение речи | Пример бесплатного эссе

Содержание

  1. Введение

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Ссылки

Введение

Навыки публичных выступлений необходимы в современном мире, поскольку они способствуют академические и карьерные достижения человека. Чтобы улучшить способность выступать перед публикой, люди должны иметь возможность посмотреть на себя глазами своей аудитории. Таким образом, они могут заметить сильные и слабые стороны своей работы и попытаться устранить обнаруженные недостатки в будущем. По этой причине я собираюсь посмотреть видео моего выступления и проанализировать свои навыки публичных выступлений.

Наши специалисты могут подготовить Персонально-информативное сочинение-рефлексия речи
с учетом ваших инструкций
всего за 13,00 11,05/стр.

308 квалифицированных специалистов онлайн

Узнать больше

Основной корпус

Кажется, самый надежный способ узнать, была ли презентация успешной, — это проверить отзывы аудитории. После того, как я произнес свою речь, слушатели зааплодировали мне, поэтому я могу предположить, что им понравился мой доклад. Более того, я услышал удивленный звук из зала, когда высказал свою рекомендацию относительно потребления витаминов. Это заставляет меня думать, что мое выступление было интересным и полезным для слушателей.

Не думаю, что наличие камеры способствовало моему беспокойству. Однако я считаю, что произносить речь во время записи сложнее, чем выступать перед людьми без камеры. Когда люди выступают перед публикой и знают, что позже они появятся на видео, которое увидят многие другие люди, число их слушателей увеличивается. Поэтому говорящие чувствуют большую ответственность за свое выступление, что может усилить их тревожность.

Однако я думаю, что это не относится к случаям, когда человек записывает речь, находясь в одиночестве. В этом случае есть возможность остановить запись, когда что-то пойдет не так, и начать презентацию заново.

Во время выступления важно, чтобы аудитория знала, откуда берутся упомянутые доказательства. Также важно убедиться, что аудитория может доверять цитируемым источникам. Для этого спикер должен предоставить как можно больше информации о ссылках, включая полномочия авторов и даты публикации (Griffin, 2016). По этой причине я цитировал каждый из своих источников устно, но думаю, что мог бы сделать это и более точно.

Например, в своем отчете я процитировал Рэймонда Фрэнсиса, но не уточнил, сколько лет его исследованиям, которые я использовал для подтверждения своих утверждений. Однако я сообщил своим слушателям, что Раймонд Фрэнсис был врачом и блестящим и передовым мыслителем, что доказало его надежность. Я также упомянул недавнюю статью, опубликованную в 2019 году, но я думаю, что моя аудитория могла не понять, кто написал эту статью.

Принимая во внимание обнаруженные проблемы, я решил сделать по-другому несколько вещей, касающихся написания и выступления моей речи. Во-первых, я постараюсь предоставить больше информации о каждом из цитируемых источников. Я сообщу слушателям имена авторов, полномочия и даты публикации. Во-вторых, я заметил, что почти все время просматриваю свои записи. Такое поведение обычно вызывает потерю связи с аудиторией из-за отсутствия зрительного контакта (North, n.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *