Покрова божьей матери икона: Икона Покров Богородицы – Православный журнал «Фома»

Икона Покрова Божией Матери | Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь официальный сайт г. Санкт-Петербург

Не малодушествуй, не унывай, когда ненавидят тебя человеки за обличение путей их, но паче радуйся, помня слова Спасителя: блажени будете, егда возненавидят вас человецы [Лк. 6, 22].

Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе»

/ img src=»images/content/post1.jpg» alt=»» />

Чудесным знамением Божественного Покрова над обителью явилось обновление иконы Пресвятой Богородицы. Перед освящением главного монастырского храма в честь Двенадцати Апостолов (июль 1991 год) сестры-монахини обратились к приходам с просьбой пожертвовать иконы. Когда настоятельница и казначея приехали в Никольскую церковь на Большеохтинском кладбище, их провели в помещение, где хранились старые, требующие реставрации образа, и предложили выбрать любые.

Матушка Серафима обратила внимание на стоявшую между стеллажами большую икону с полукруглым завершением и подняла ее. На холсте, натянутом на деревянный подрамник, с трудом удалось различить фигуру Божией Матери, держащей Свой Покров. Икону привезли в монастырь и поместили в алтаре храма Собора Двенадцати Апостолов – по своей форме она подходила к одной из алтарных ниш. Вскоре после Пасхи алтарница заметила, что Лик Пречистой Девы на иконе Покрова просветлел. Затем образ стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими и насыщенными, а мелкие трещинки сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти все изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой.

Об этом чуде настоятельница монастыря игумения Серафима сообщила Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который благословил перенести икону в храм для всенародного поклонения и еженедельно петь пред ней акафист Покрову Божией Матери, что и совершается ныне каждую пятницу после вечернего богослужения.

Дивный образ очень почитается сестрами обители и прихожанами. Пресвятая Богородица изображена стоящей на облаке и простирающей над землей Свой Покров. Вокруг нимба надпись: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», а внизу иконы – строка из акафиста: «Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице». Очи Заступницы наполнены слезами. Архиепископ Серафим (Соболев) в Слове на праздник Покрова говорит: «Как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она нас больше любит, чем наша родная мать; ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи».

Позже открылось еще одно знаменательное обстоятельство. На обратной стороне холста обнаружили надпись: «Писал сию икону священник Иоанн Смирнов. 1908 г. Лесна». Как известно, Леснинский монастырь, расположенный на территории Польши, находился под духовным окормлением святого праведного Иоанна Кронштадтского, который так трогательно отзывался об этой обители: «Она – моя питомица была и есть». Инокиня Леснинского монастыря Параскева рассказывала: «При сооружении Иоанновского монастыря делали пристройки жилого корпуса. Приехавший как-то отец Иоанн посетил пристройку и сказал: «Прибавьте, прибавьте для Леснинских монашенок». Никто тогда ничего не понял, но воля отца Иоанна была выполнена, и пристройка была увеличена.

И что же, через несколько лет после кончины отца Иоанна, во время Германской войны, после эвакуации западного края, где находился Леснинский монастырь, часть сестер его в числе 40 человек нашли себе приют в пристройке Иоанновского монастыря. Только тогда вспомнили пророческие слова отца Иоанна и поняли, к чему он это сказал».

Долгое время оставалось тайной, когда именно образ Покрова из Лесны был привезен в Петербург и где находился на протяжении многих десятилетий. Но по дивному Промыслу Божию икона, связанная с памятью батюшки Иоанна, пришла в монастырь его имени, где и совершилось ее чудесное обновление.

А вскоре обнаружилось еще одно обстоятельство. Оказалось, что в Никольском храме, где хранилась икона Покрова, долгое время служила алтарницей монахиня Агапита, постриженица Иоанновской обители. Видимо, ее стараниями была сохранена икона Покрова Божией Матери. Так, по милости Божией, несмотря на многие годы разорения и забвения не прерывается духовная связь между прошлым и современным поколением Иоанновских сестер.

    • Икона Покрова Божией Матери

Вверх ↑

О чем молятся перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы.

» Общественно

ИСТОРИЯ. ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ПОКРОВ»?

Большинство исследователей придерживаются мнения, что события, которые произошли 1 октября  (14 октября по новому стилю) 910 года, и явились днем, когда был установлен праздник Покрова.

Столица Византии, Константинополь, в то время находилась в окружении неприятеля. На окраине города стоял Влахернский храм, в котором находились великие святыни – риза (т.е. покров) и пояс Божией Матери. Сюда их привезли паломники из Иерусалима.  Люди, собравшись в храме, всю ночь молились о спасении от нашествия варваров. Во время всенощной они неожиданно увидели явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении ангелов и святых шла по воздуху. Рядом с Нею были пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. В одних источниках рассказывается о том, что Богородицу увидели все молящиеся, а в других — что Ее видели только святой Андрей со своим учеником Епифанием, которые тогда находились в храме.

 

 

Богородица молилась, опустившись на колени, после этого подошла к храмовому престолу, сняла с себя покров (покрывало) и раскрыла его над людьми в храме. Этот Ее покров и стал знамением о защите христиан от врагов.

Богородица стояла «на воздусе, молебно простирающи все честнии Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших». Люди смотрели, как покрывало, распростертое Богородицею, парило над ними в виде покрова. Через некоторое время видение исчезло — Царица Небесная и ее покров исчезли, но все почувствовали благодать, которая снизошла на них.

По молитвам Божией Матери Константинополь был спасен от захвата и разорения, это событие навсегда осталось в людской памяти, а Церковный календарь обогатился этим Великим праздником – Покрова Пресвятой Богородицы.

Одно из мнений — что, враги, которые нападали на город и не смогли выиграть в этой битве благодаря Покрову Богородицы, были как раз наши предки — русы. Документально известно, что в 911 году от киевского князя Олега («Вещего») в Византию прибыли послы из Руси. Они подписали мирный договор, который наконец-то прекратил войны и набеги на христианскую византийскую империю.

Возможно, это явление Богородицы в Константинополе очень потрясло нападавших. Ведь очень скоро, менее чем через сто лет, Русь стала тоже православным государством.  А чудо явления Божией Матери и Ее Покрова воспринимается как покровительство всем, кто молится и просит заступничества Царицы Небесной.  Со временем на Руси почитанию Покрова Пресвятой Богородицы стали уделять все большее значение, он превратился в один из любимых праздников.

 

В 12 веке при благоверном князе Андрее Боголюбском был основан первый в нашем государстве храм Покрова Божией Матери, который находится на реке Нерли во Владимирской области.

Сегодня в каждом городе есть храм, именуемый в честь Покрова Матери Богородицы, в честь этого события названы улицы, города, села, а самый известный в стране храм Покрова Божией Матери — собор Василия Блаженного на Красной площади, был построен царем Иваном Грозным в честь победы над турками, война с которыми началась как раз накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — народный праздник

На Руси этот праздник был переходным и всегда считался границей между ушедшим летом и наступающей зимой. К этому времени уже убраны урожаи с полей, сделаны все заготовки на зиму. Считалось, что браки, заключенные день праздника, – крепкие и счастливые. Поэтому этот праздник стал очень «популярным» для свадеб.

Люди, связанные с военной службой, считают заступничество иконы Покрова Божией Матери очень важным перед военными битвами. В Запорожской Сечи главным храмом был Покровский, в котором казаки перед походом молились о помощи Пресвятой Богородицы, а после — в нем же благодарили Святую Деву.

Кому и в чем помогает Богородица

На иконе праздника изображен светлый образ Пресвятой Богородицы, которая укрывает нас от врагов. Ее Покров и защита простирается не только на наши тела, а в первую очередь – на наши души.

Пресвятая Божия Матерь, наша защитница, держит Свой светлый омофор, молиться перед этим образом можно в самых разных случаях. Недугующие просят о здоровье, те, кто в нужде – о материальной помощи, нуждающимся в жилье часто приходит от Богородицы неожиданная помощь в решении этого вопроса. Мир в семье, поиск и обретение второй половинки, помощь в спасении души, своей и родных – все это подает нам по нашим молитвам наша Милостивая Заступница.

Молитвы Божией Матери помогут сохранить ваш дом от огня

Пресвятая Богородица является помощницей в земледелии, сохраняя посевы и помогая в выращивании хорошего урожая.  Не единожды молитвы у иконы Покрова помогали людям в защите от непогоды – от проливных дождей или от сильной засухи.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

 

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы молим Божию Матерь о помощи и о защите:

«Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тябо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Икона Покрова Божией Матери

4′ x 7′ Яичная темпера на левкасе
Установлена ​​февраль 2017

В иконе Покрова Божией Матери, написанной для народа Божия и пребывая в Воскресенском католическом приходе, мы видим новый перевод древнего и глубоко почитаемого образа, относящегося к необыкновенному событию 10 го века. Это событие, чудесное явление Божией Матери в Константинополе, произошло во Влахернском храме, где сохранились Ее риза, пелена и часть пояса после перенесения из Палестины в V веке.

В воскресенье, 1 октября 911 года, во время Всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой юродивый Андрей, в час четвертый, возвел очи свои к небу и созерцала Пресвятая Владычица наша Богородица («Богоносица»), идущую по воздуху, сияющую небесным светом и окруженную сонмом святых: святые Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Коленопреклоненная Пресвятая Богородица долго со слезами молилась о христианах. Затем, подойдя к Архиерейскому Престолу, продолжила молитву.

Богородица подошла к центру храма, преклонила колени и долго пребывала в молитве. Ее лицо было залито слезами. Затем она сняла с себя покрывало (цемент) и расстелила его над людьми в знак защиты. Совершив молитву, она взяла свое покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, оберегая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица Богородица сияла небесной славой, и защитное покрывало в Ее руках сияло «более солнечных лучей». Святой Андрей с трепетом смотрел на чудесное видение и спросил своего ученика, стоявшего рядом с ним блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Пресвятую Богородицу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и трепещу».

Присноблагодатная Богородица умоляла Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя, и поскорее ответить на Ее заступление: «Царю Небесный, приими всех молящихся Тебе и позови меня на помощь. Не дай им уйти от моей иконы неуслышанными». В то время жителям города угрожало нашествие варваров. После явления Божией Матери опасность была предотвращена, и город был избавлен от кровопролития и страданий.

В этом переводе древней иконы Богородица стоит внутри мандорлы, представляя пересечение видимой и невидимой Вселенной Божьего творения; она держит в своих руках драгоценную защитную завесу, которую накрывает всех своих детей в предвкушении ее бесконечной ценности. В православной традиции в честь этого чудесного события названы многочисленные храмы и базилики, в том числе великая базилика св. Василия в Москве.

В традиции Западной Церкви Богоматерь почитается как Богородица Милосердия, а ее икона датируется 13 9 г.0010-го -го века, показывает ее с детьми, собравшимися вместе под ее просторным раскинутым плащом. На протяжении веков эти иконы включали в себя множество людей, собравшихся для защиты, от священнослужителей до монашеских общин и семей, которые могли заказать такую ​​икону. На некоторых изображениях ангелы держат ее плащ, когда Богородица держит на руках своего ребенка.

1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы Богородица , просим защиты и помощи у Царицы Небесной: «Помяни нас в молитвах твоих, Владычице Дево Богородице, да не погибнем умножением грехов наших. Защити нас от всякого зла и от тяжких бед, ибо на Тебя уповаем и, почитая Праздник Покрова Твоего, величаем Тебя».

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Тропарь и Кондак

Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернском храме, где сохранились Ее риза, покров и часть пояса после перенесения из Палестины в V веке.

В воскресенье, 1 октября, во время Всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой юродивый Андрей (память 2 октября), в час четвертый, возвел очи свои к небу и узрели нашу Пресвятую Владычицу Богородицу, идущую по воздуху, сияющую небесным светом и окруженную сонмом святых.

Святитель Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Коленопреклоненная Пресвятая Богородица долго со слезами молилась о христианах. Затем, подойдя к Архиерейскому Престолу, продолжила молитву.

Завершив молитву, она взяла покрывало и раскрыла его над молящимися в церкви людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица Богородица сияла небесной славой, и покров в Ее руках сиял «более солнечных лучей». Святой Андрей с трепетом смотрел на чудесное видение и спросил своего ученика, стоявшего рядом с ним блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Пресвятую Богородицу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и трепещу».

Присноблагодатная Богородица умоляла Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя, и поскорее ответить на Ее заступление: «Царю Небесный, приими всех молящихся Тебе и позови меня на помощь. Не дай им уйти от моей иконы неуслышанными».

Святые Андрей и Епифаний удостоились видеть Богородицу в молитве, и «долгое время наблюдали Покровное Покрывало, распростершееся над людьми и сияющее отблесками славы. Пока была Пресвятая Богородица, было видно и Покрова, но с Ее уходом и оно стало невидимым. Взяв его с собой, она оставила милость своего посещения».

Во Влахернском храме почтили память чудесного явления Божией Матери. В XIV веке русский странник и дьяк Александр видел в храме икону молящейся о мире Пресвятой Богородицы, изображающую святого Андрея в созерцании ее.

Первичная летопись преподобного Нестора отражает, что защитное заступничество Богородицы было необходимо в связи с нападением большого языческого русского флота под предводительством Асколе и Дира. Праздник празднует божественную гибель флота, который угрожал самому Константинополю, где-то в 864-867 годах или, согласно русскому историку Васильеву, 18 июня 860 года. По иронии судьбы, славяне считают этот праздник более важным, чем греки. .

Первичная летопись преподобного Нестора также отмечает чудесное избавление, последовавшее за всенощным бдением и окунание ризы Божией Матери в воды морские во Влахернском храме, но не упоминает святых Андрея и Епифания и их видение Богородицы за молитвой. Эти последние элементы, а также начало празднования Покровского праздника, по-видимому, относятся к более позднему времени, чем святой Нестор и летопись. Еще одно историческое осложнение можно отметить под (2 октября) датировкой смерти святого Андрея 9-м годом.36.

Может быть не совсем достоверным год смерти, или утверждение, что он дожил до глубокой старости после видения своей юности, или что его видение связано с каким-то более поздним языческим русским набегом, который постигла та же участь. Предположение, что святой Андрей был славянином (или скифом по другим источникам, таким как С. В. Булгаков), интересно, но не обязательно точно. Степень славянской экспансии и повторного заселения Греции является предметом научных споров.

В Пролог , русская книга XII века, в описании установления особого Праздника, приуроченного к этому событию, говорится: «Ибо, услышав, уразумели, как чудно и милосердно было видение… и явилось, что святой Твой Защита не должна оставаться без праздничного празднования, о Вечно-Благословенный!»

Потому в праздничном празднике Покрова Богородицы Русская Церковь поет: «С ликами Ангельскими, Владычице, с преподобными и славными пророками, с первоапостолями и с Священномученики и Святители, молитесь о нас грешных, прославляя Праздник Покрова вашего в земле Российской».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *