Есть в России поговорка: от тюрьмы, да от сумы не зарекайся. Может быть, именно потому, что нашему человеку мысль о тюрьме в глубине души никогда не кажется абсолютно невероятной, и живет в российском обществе такой интерес к тюремной тематике?
Любят у нас блатные песни, в обиход вошел тюремный лексикон, и даже, иной раз, от высших государственных чиновников приходиться слышать что-нибудь из разряда «по понятиям». Так что, как именно говорят в тюрьме, мы знаем. А вот чего в тюрьме произносить ни в коем случае нельзя?
А за базар ответишь!
Бывалые люди говорят, что самое последнее дело для заключенного — болтать попусту, а пуще того — бросаться пустыми угрозами, которые не в силах реализовать. На зоне действует правило «за базар — отвечай!». Если было что-то сказано, обещано, то нужно разбиться, а сделать. И никакие отговорки об изменившихся обстоятельствах тут не помогут.
Тюремный лексикон
Есть на зоне слова, которые произносить не следует. Особенно, если идет серьезный разговор с авторитетными людьми. Этот суровый этикет вбивается в новичков раз и навсегда. Итак, никогда не следует говорить:
— Садись. — Здесь и так все сидят. Надо говорить «присаживайся, присядь».
— Слышь! — Только «слышишь». «Слышь» созвучно «с лыж». А «на лыжи» в зоне становятся те, кто обращается к администрации за помощью в поисках безопасного места.
— Обиделся. — Нужно сказать «огорчился». Обиженный — это «опущенный», а хуже «опущенных» в зоне нет никого.
— Заблудился. — Лучше сказать «потерялся». Блудят — понятно кто.
— Где мое место? — Войдя в камеру, нельзя так говорить, а то враз укажут «место у параши». Кроме того, когда возникает конфликт, говорят «Знай свое место!», что, практически, оскорбление. Поэтому, следует спросить «Куда мне упасть?».
— Свидетель. — Свидетели бывают в суде, проходят по следствию. А в зоне нет свидетелей, тут все осужденные. Поэтому следует сказать «очевидец».
— Пойдем, спросим? — так тоже говорить не стоит. Лучше сказать: «пойдем, поинтересуемся». «Спросить» — значить предъявлять претензии за «косяк», то есть, за проступок.
— Спасибо. — тоже не принято говорить. Есть даже поговорка «За „спасибо“ бьют красиво». Надо сказать «благодарю» или «благодарствую», или просто кивнуть и произнести «от души!».
— Докажу. — следует сказать «обосную», поскольку доказывают исключительно в суде.
— Как здоровье? — правильнее так: «Как сам?». В ответ на вопрос «как здоровье» могут очень сурово возразить «Что тебе до моего здоровья?».
— До свидания. — Эти слова тоже табу. Никаких свиданий.
Незнание этих правил может стать причиной провокации. Например, новичок легкомысленно обещает «спросить» кого-то. Немедленно следует ответ: «Спросить? С меня? Ну, давай, предъяви!». Или еще хуже: новичок говорит «Я обиделся!». И тут же следует ответ: «Так ты обиженный?». «Нет, нет!» — испуганно говорит новичок, и слышит: «Докажи!». Вот и готовы две провоцирующие ситуации, которые начались довольно безобидно. Ведь «за базар», как известно, следует отвечать.
Нецензурная брань в тюрьме
Эти слова следует просто забыть. Если иной раз и произнесешь случайно «спасибо» или «садись», ничего страшного не произойдет. На первый раз неопытного сидельца могут просто поправить, указав, что подобный лексикон на зоне неуместен. Но вот известное всем слово из трех букв может стать причиной очень больших неприятностей.
Очень опасно так же поминать матушку. Никаких слов, которые могут относиться к матери, лучше всего вообще не произносить, чтобы случайно не обидеть щепетильных сидельцев.