Взрослый человек должен обладать знаниями природы изменений, происходящих с ребёнком, чтобы иметь возможность осуществлять наставничество во время кризисов. Также необходимо анализировать и корректировать свои действия. Именно соблюдение этого условия является основой, которая обеспечивает нормальное течение кризиса у ребёнка.
В течение жизни особенно важных возрастных моментов психологи выделяют несколько: периода новорожденности, года, трёх и семи лет.
Самый первый – в один год.
У ребёнка растёт двигательная активность, увеличивается возможность взаимодействия с окружающими предметами, стремление к недоступным и появление реакций аффекта при запрете. Поведение взрослого человека направлено на чёткое разграничение понятий можно и нельзя. Это ведёт к выражению протеста со стороны ребёнка, следуют яркие вспышки гнева, крики, бурные двигательные реакции. Тут надо суметь отвлечь и переключить внимание к другим привлекательным предметам. В худшем случаем родителю с ребенком может понадобиться консультация психолога.
Если попытка отвлечь не удалась, запрещение отменять ни в коем случае нельзя, иначе закрепляются отрицательные формы поведения в виде криков, плача и агрессии, а самое основное – неумение, далее это будет нежелание управлять своими желаниями, потакание им. Так растёт импульсивная и зависимая от своих капризов и желаний личность.
Три года.
Малыш уже умеет разговаривать, он заявляет «я сам». Появляются какие-то личные действия и гордость за достижение. Негативность в его манере поведения связана чаще всего с отказом от действия. По этой причине взрослому надо, где есть необходимость твёрдо и спокойно настоять на запрете.
Таким образом, ребёнок учится затормаживать некоторые свои действия и закладываются основы саморегуляции. Запрету со стороны взрослых подлежат все действия и поступки ребёнка, которые представляют угрозу для него и окружающих и те, что могут принести физический или психологический ущерб.
Семь лет
Негативизм здесь чаще всего имеет место дома. Здесь хорошо то, что есть возможность для использования словесных форм воздействия на ребёнка. Требования лучше всего сопровождать спокойным и подробным объяснением причин. Не стоит в разговоре избегать дискуссий и споров. При фальшивом непонимании со стороны ребёнка последнее слово должно остаться за взрослым и с предупреждением.
Нужно предоставлять ему шанс взять на себя какие-то обязанности по дому, предложить какие-нибудь новые формы и содержание занятий. При развитии такого варианта поведения, что ребенок как будто забыл о своих обязанностях, напомнить ему о них, подчеркнув при этом что их выполнение — это признак взрослости. То, что поручено ему не надо выполнять за него кому-то другому.
Должны быть совместные с родителями формы общения: походы, музеи, путешествия. Не надо ссылаться на свою занятость, прятаться за неё и при наличии средств перекладывать такую работу на нянек, гувернанток и педагогов. Обязательно поговорить с ним об увиденном. Протестное поведение никогда не должно быть причиной отказа в помощи.